Игорь Аринич – нестандартный художник. Рисуя картины, он использует не краски, а деньги.
Корреспондент агентства «Минск-Новости» заглянула в мастерскую и узнала, сколько времени занимает создание таких картин и почему их нужно замачивать в ванне.
– Первой работой стало обычное поздравление с днем рождения. А первым заказом – «Мыслитель». Создавал это полотно не только из денег. По желанию заказчика камень, на котором восседает герой, должен был быть выполнен из сусального золота, – рассказывает Игорь Аринич.
Рисовать деньгами – занятие трудоемкое. На создание одного полотна уходит минимум три месяца. А работа над «Купанием красного коня» заняла полгода.
– Созданию картины предшествовал спор. Я решил доказать знакомому, что полотно из денежных купюр ничем не уступит оригиналу. Выбрал именно эту работу Петрова-Водкина, так как считаю ее довольно сложной: на ней есть фигуры человека, лошади, – рассказывает мастер.
Каждый фрагмент – это одна купюра, разрезанная на детали. Всего же на «холсте» около 3.000 купюр.
– Сразу (необычным творчеством Игорь Аринич занялся в начале 1990-х) резать деньги было очень сложно. Срабатывал некий психологический барьер: я ведь пользовался этими купюрами… Но спустя месяц-два стал смотреть на них сугубо как на художественный материал, – отмечает собеседник.
Материал для картин Игорь собирает по крупицам:
– Постоянно посещаю блошиный рынок в Ждановичах. А еще даю объявления. Старые советские деньги сохранились у многих. Другой вопрос, в каком количестве. Обычно это 5–6 купюр, бывает даже 20–30. А вот большие пачки – редкость. В общем, сбор расходников для картины – кропотливый труд.
Игоря Аринича интересует не только материал, но и истории, с ним связанные:
– Всегда спрашиваю, почему сохранили старые деньги. Одна из любимых историй – про старые деревянные часы с кукушкой. Рассказала ее работница тракторного завода. Разбирала она как-то часы, чтобы продать механизм, и неожиданно нашла там пачку 10-рублевых купюр.
Как-то мастер купил целых 3 пачки 20-рублевых купюр. Приобрести их в таком количестве – большая удача.
– Деньги эти прибыли из Сибири, где находилась военная часть. Зарплату тогда привозили на самолетах или вертолетах. И так вышло, что в период обмена у жителей городка не получилось обменять деньги – те, что были в кубышках. Так и сохранились, – объясняет Аринич.
Старая советская купюра стоит в среднем от 1.000 белорусских рублей до 1 доллара. Были случаи, когда Игорь покупал 10-рублевые купюры по доллару за штуку. Но это исключение, вызванное краткими сроками сдачи картины. Вообще же деньги стоят по-разному: кто-то отдает за 50 тыс. рублей, кто-то и вовсе за бутылку водки.
Советские деньги в качестве материала выбраны не только из-за их красочности. В Союзе купюры делали на совесть.
– «Писал» я как-то портрет Барака Обамы. Почти полностью завершил и тут понимаю – не нравится, надо переделать. Картина отмокала в ванне 4 дня, только так можно было отклеить обрезки купюр, – вспоминает Игорь Аринич.
Вдумайтесь: 4 дня (!) пролежали в воде, сохранились и даже не потеряли цвет. Попробуйте проделать такое с нынешними купюрами – расползутся моментально.
– Есть только два способа безвозвратно испортить советские деньги: залить смолой и порвать, – с улыбкой говорит мастер.
Всего в архиве купюрье чуть больше 20 картин. Есть среди них и портреты заказчиков, и «отражения» полотен классиков, и логотипы СМИ.
Стоят работы недешево. Один расходный материал может обойтись в несколько тысяч долларов! Можно представить себе цену самой картины. Клиенты Игоря Аринича – состоятельные россияне. Есть среди них и депутат Госдумы.
– Уверен: искусство должно продаваться. Хорошая картина обязана дорого стоить и вызывать желание ее купить, – замечает напоследок Игорь Аринич.