Эпидемия вирусной пневмонии, страшная – что бы не говорили власти – даже в сухой статистике, становится невыносимо страшной, когда речь заходит о конкретных судьбах.
Семью минчанки Алеси Коршак пандемия гриппа не просто затронула. Она ее разрушила. В одной столичной квартире вирусной пневмонией заболели трое – сама Алеся, ее муж Сергей и свекровь Галина Филипповна. Мужа спасти не удалось, пишет газета «Наша Ніва».
Много кто слышал о том, что у дальнего родственника, соседа, знакомого нашли свиной грипп, или читал такие истории в интернете. Но слышать о ком-то и сталкиваться с трагедией лоб в лоб – принципиально разные вещи.
Первые дни болезни
Сотрудница издательства «Белорусская энциклопедия» Алеся – красивая молодая женщина, еще недавно счастливая жена. Сейчас она не может говорить без слез. Ноябрь 2009 года кардинально изменил ее жизнь.
За время разговора Алеся ни разу не смогла произнести слово «умер», рассказывая о Сергее. Либо пробовала иначе построить фразу, либо просто пропускала страшное слово.
«Мы жили с родителями Сергея. Его отец и мать, очень заботливая женщина, сама связана с медициной и хорошо знает, как и что лечить. В пятницу 30 октября Сергей без какой-либо причины стал сильно кашлять, -- вспоминает Алеся. -- Даже не знаю, где и когда пристала к нему эта болезнь. Может, в транспорте. Ему было плохо, но никто из нас не почувствовал настоящей угрозы, подумали, что это обычная простуда, которая часто со всеми случается. Тем не менее, на следующий день мы вызвали «скорую», доктора сделали укол и прописали медикаменты.
Они выглядели уставшими, может, поэтому так спокойно сказали: «Хотите, заберем его в больницу?». Может, их тон, может, то, что моему мужу сделали укол, нас так успокоило… Повторю, мы не почувствовали угрозы… и Сережка хотел остаться дома…» – продолжает девушка.
За выходные состояние Сергея ухудшилось. В понедельник родственники вызывали участкового врача, которая прописала еще лекарства. В тот же день Алеся, когда была на работе, почувствовала, что начинает дрожать, и поняла, что тоже заболела. Она поехала к своей матери, чтобы заново не заразить мужа, и свекрови не пришлось заботиться и о ней, и о Сергее. «Я подумала, что у меня только начало болезни, а он уже выздоравливает», -- рассказывает Алеся. Больше мужа она не увидела…
Реанимация
Как известно, вирусная пневмония развивается буквально за несколько дней. Так произошло и в этот раз. Во вторник Сергея на скорой помощи забрали в больницу. У него было настолько тяжелое состояние, что его сразу же направили в реанимацию и подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.
Вскоре стало плохо и свекрови, но она мужественно держалась, потому что… сын! Мысль была только о нем. Она с дочерью Татьяной, сестрой Сергея, обзвонили всех знакомых, которые имели отношение к медицине, узнавали о новых лекарствах, которыми можно было бы поправить здоровье дорогому человеку, предлагали их докторам.
«Мы каждый день звонили в больницу, буквально через полчаса, боялись, чтобы доктора не подумали, что он никому не нужен… Врачи начали даже злиться, и мы поняли, что отвлекаем их внимание от него же, -- говорит Алеся. -- Мы ездили в церковь, ставили свечки, писали бумажки за здоровье…»
Тем временем Галине Филипповне стало хуже. Ее положили в ту же больницу, что и сына, правда, в обычное отделение, а не в реанимацию.
Как и у Сергея, у нее нашли двустороннее воспаление легких. Борьбу за его жизнь продолжали те, кто остался: Таня, отец Александр Афанасьевич, жена Алеся. «Я была на больничном, -- говорит Алеся Коршак. -- Мне поставили диагноз трахеит, как и Сергею в начале болезни, но я тоже ездила в больницу в повязке. Пока могла, потому что мне становилось хуже…»
«Этот вечер для него уже может не наступить…»
Когда она сказала, что в семье болеют еще два человека, ее отправили на рентген. У Алеси нашли правостороннее воспаление легких и дали направление в больницу с открытой датой, потому что ситуация с Сергеем становилась все сложнее.
«Когда я позвонила в больницу в воскресенье, 8 ноября, доктор сказал, что этот вечер для Сергея может уже не наступить… Мы снова побежали в церковь и были там допоздна, решили не звонить как можно дольше, потому что было так страшно», -- вспоминает тот трагический день супруга.
Когда вечером, а было около 21.00, Алеся снова позвонила, ей сказали, что у мужа началась остановка сердца и его реанимируют.
«В следующий раз трубку взяла медсестра и сказала, что уже все…», -- вспоминает Алеся.
«Я не могла поверить, я не могу до конца этого понять… Он продержался практически до 9-ти вечера…»
Причиной смерти Сергея был записан не грипп и не пневмония, а сердечно-легочная недостаточность.
В неврологию, потому что в пульмонологии не хватала мест
Состояние Галины Филипповны было настолько плохим, что на похороны сына ее не пустили. Сразу после похорон в больницу легла и сама Алеся. Ее положили в отделение неврологии, потому что в пульмонологии не хватало мест.
В больнице она пробыла до 20 ноября, поэтому на поминки через девять дней после смерти супруга попасть не смогла. Слава Богу, ее болезнь поддалась лечению, и женщина уже вышла на работу.
В понедельник, 23 ноября, из реанимации в обычное отделение перевели Галину Филипповку. Ее состояние улучшилось.
P.S. Алеся не была рядом со своим мужем, когда его забирали в больницу, поэтому попросила дать ей возможность сказать ему последние слова через прессу:
«Сережа, дорогой мой, спасибо тебе за мое счастье с тобой, за все, что ты для меня сделал, за твою доброту, уважение и нежность. Я тебя никогда не забуду…»