4 декабря «палата представителей» приняла поправки в законодательные акты по вопросу усиления борьбы с преступностью.
Как сообщил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов, законопроект расширяет компетенцию правоохранительных органов: внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований. Документ, в частности, предоставляет право министру внутренних дел, председателю КГБ, директору департамента финансовых расследований (ДФР) разрешать производство отдельных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий (заключение под стражу, обыск, прослушивание и запись переговоров, осмотр жилища и другие) без санкционирования прокурором.
По словам Ипатова, «такие действия будут приниматься в исключительных случаях, в первую очередь для предупреждения тяжких, особо тяжких и коррупционных преступлений».
При этом руководители правоохранительных органов смогут принимать решения о производстве оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий при условии обязательного в течение 24 часов уведомления генерального прокурора, который не сможет отменить такое постановление, но при осуществлении конституционной функции надзора сможет его опротестовать.
Законопроект предоставляет право министру внутренних дел, председателю КГБ, директору ДФР наряду с генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами разрешать проведение оперативно-розыскных мероприятий и возбуждать уголовные дела в отношении отдельных категорий лиц. Это лица, включенные в реестр главы государства, депутаты «палаты представителей» и местных советов, члены Совета Республики.
Кроме того, законопроект наряду с генпрокурором предоставляет право разрешать проведение оперативно-розыскных мероприятий и возбуждать уголовные дела в отношении прокуроров также министру внутренних дел, председателю КГБ, директору ДФР. Аналогичный порядок предусмотрен документом в отношении судей.
Напомним, что выступил с инициативой наделить министра МВД, председателя КГБ и главу Департамента финансовых расследований (ДФР) правом «осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, применять меры пресечения и совершать отдельные процессуальные действия по мотивированному постановлению» в августе 2009 года выступил Александр Лукашенко. Белорусский правитель высказал уверенность, что «руководители столь высокого ранга» не менее компетентны, чем прокурор, дающий санкцию.
По мнению белорусских правозащитников, эта инициатива белорусского диктатора отсылает к сталинским «тройкам», когда санкции на арест в досудебном порядке выдавал глава местного НКВД, секретарь обкома и прокурор. Все это делалось для разгрома «антисоветских элементов».
Как отмечали правозащитники, наделение глав МВД, КГБ и ДФР дополнительными полномочиями может привести Беларусь к ситуации 1937 года и к еще большему усилению бесконтрольности исполнительной власти во главе с Лукашенко. В критический момент власти смогут устраивать политические «чистки» и заниматься борьбой с инакомыслием»