Россия отказывается от белорусского мяса.
С 24 ноября запрещен ввоз в Россию продукции девяти белорусских мясокомбинатов. Причем под запретом оказались мясные продукты хорошо известных крупных предприятий: «Инко Фуд», «Бабушкина крынка», «Беловежские деликатесы», Березовский мясоконсервный комбинат, Гомельский мясокомбинат, АК «Дзержинский», Смолевичская бройлерная птицефабрика и предприятия «Серво люкс». Причина, по словам главы Россельхознадзора, — резкое снижение качества продукции, связанное с использованием белорусскими предприятиями дешевого сырья, закупленного в Канаде.
Еще месяц назад Россельхознадзор начал проверку продукции этих предприятий, во время которой обнаружилось повышенное содержание в мясе антибиотиков, сальмонеллы и листерии. Все производители, чья продукция оказалась под запретом в России, были письменно уведомлены. Тогда же, месяц назад, под ветеринарные санкции попала продукция Минского мясокомбината — из-за обнаруженного в ней генома африканской чумы свиней (АЧС). Тогда же геном АЧС был выявлен и в продукции Оршанского мясокомбината.
Одновременно с санкциями в отношении некачественной мясной продукции Россия ужесточает условия транзита из Беларуси в Казахстан: Россельхознадзор уже подготовил распоряжение о запрете транзита белорусских продуктов через территорию России без российского досмотра. Причина — большое количество контрабанды европейских продуктов, находящихся под российскими санкциями, именно под видом белорусских, следующих будто бы в Казахстан. Что ни день — то белорусская контрабанда. Вот и в пятницу двадцать тонн муки вообще без фитосанитарных сертификатов отправили из Псковской области обратно в Беларусь.
Все это можно было предвидеть еще в тот момент, когда Россия вводила продуктовое эмбарго, а Лукашенко клялся, что завалит ее белорусскими продуктами. Даже школьник знает, что в Беларуси сроду не было ни лосося, ни бананов, и даже самый мелкий чиновник сельсоветского уровня понимает, что глупо было бы не войти в ту широко распахнутую для контрабанды дверь и не использовать одновременно и расширившийся российский рынок, и желание европейских производителей его не потерять. Беларусь и логически, и геополитически должна была стать той самой шаландой, на которой «три грека в Одессу везут контрабанду». А кто еще повезет? У кого еще союзы — что политические, что таможенные? Тут все сошлось, как в простом пазле.
Вот только слишком много сюрпризов преподносят в последнее время белорусские продукты российским фитосанитарным и ветеринарным службам. А это значит, что на фоне санкций белорусским предприятиям с самых верхов разрешено гнать объемы, не заботясь о качестве, потому что теперь союзник все схавает, и нужно успеть заработать. Союзника же, судя по всему, это стало раздражать, и он начинает огрызаться. Пока вяло, но все российско-белорусские торговые войны начинались именно так: сначала вяло, а потом — с маршами и лозунгами.
Ирина Халип, «Новая газета»