Терпение России лопнуло: против ближайшего союзника объявлена таможенная война.
На просторах «союзного государства» снова запахло порохом. Всякие войны уже случались между Россией и Беларусью — нефтяные, газовые, молочные, сахарные, калийные, а на этот раз, похоже, нужно готовиться к фруктово-овощной и мясной войнам. Во всяком случае, редкие залпы уже раздаются на российско-белорусской границе.
Сводки с фронта за последний месяц были скупы, но регулярны: Россия забраковала 20 тонн овощей, следовавших из Беларуси, Россия вернула Беларуси 19 тонн контрабандных бельгийских груш, Россия арестовала 20 тонн польских яблок с белорусскими документами.
А 24 ноября последовал серьезный залп. С этого дня все грузы из Беларуси, следующие транзитом в третьи страны через территорию России, должны будут проходить контроль именно на российской стороне границы Таможенного союза, только в российских пунктах пропуска, даже при всех нужных отметках белорусских таможенников.
Единое таможенное пространство лопнуло, потому что с самого начала было мыльным пузырем. Отсутствие границы между Беларусью и Россией стало проблемой, а вовсе не большим достижением союзного строительства. Долгие годы дыра на границе была одним из немногих праздничных плакатов, которыми можно было размахивать с трибун, демонстрируя невероятную степень близости союзников: границы нет, общее пространство, теперь уже и таможенное, так что вези свободно все, чего душа взыскует. Так что возмущение Россельхознадзора несколько запоздало: просто глупо было бы не воспользоваться таким широким бесконтрольным коридором с множеством ответвлений.
И все-таки Россия закрыла этот коридор с 24 ноября. По крайней мере, совершила серьезную попытку, официально объявив причиной использование Беларусью незаконных схем ввоза на территорию России продуктов из Евросоюза, попавших под действие эмбарго. Одна из самых распространенных незаконных схем — ложный транзит: в Россию ввозятся европейские продукты, которые по документам следуют транзитом в Казахстан.
Недавно специалисты Россельхознадзора, проведя мониторинг в рамках кампании по предотвращению нелегальных поставок европейской продукции через Беларусь в Россию, выявили более 11 тысяч тонн овощей и фруктов из стран Евросоюза, ввезенных в Россию под видом транзитных, но так и не попавших в Казахстан, а проданных в России. Эта цифра — больше 10% общего объема продукции, ввозимой из Беларуси в Россию.
Схема действует очень просто. К примеру, 24 октября двадцатитонная фура с польскими яблоками, помидорами и цветной капустой проехала через пункт фитосанитарного контроля в Псковской области. К товару прилагался фитосанитарный сертификат, выданный Главной государственной инспекцией по семеноводству, карантину и защите растений Беларуси. По документам груз следовал в казахстанский город Петропавловск. Через три дня, 27 октября, тот же автомобиль с тем же ассортиментом и таким же фитосанитарным сертификатом, следующий, согласно документам, в Петропавловск, снова попытался въехать в Россию — уже через Брянскую область. От Пскова до Петропавловска больше трех тысяч километров, и никаким чудом эта фура не могла за три дня проехать туда-обратно шесть тысяч километров, затем вернуться через Беларусь в Польшу, загрузиться и снова отправиться в долгое путешествие. А вот доехать до ближайшей овощебазы, быстро продать товар, отправиться налегке за новой партией и вернуться в Россию — времени нужно не больше трех дней.
Известный белорусский экономист Леонид Злотников пытался подсчитать прибыль Беларуси от российско-европейских взаимных санкций. По его оценкам, только на реэкспорте яблок Беларусь за последние месяцы заработала около 100 миллионов долларов. А вообще на замене этикеток с европейских на белорусские — по разным данным, от 600 до 700 миллионов долларов. Как только было объявлено эмбарго, в магазины России начали поступать «белорусские» креветки, мидии, морская рыба. По данным Национального статистического комитета Беларуси, за девять месяцев экспорт форели в Россию вырос в 541 раз, а креветок и моллюсков — почти в 200 раз. Что же касается контрабанды, то эти доходы, по словам Леонида Злотникова, подсчитать невозможно.
С тех пор как Россия ввела продовольственное эмбарго, инспекторы Россельхознадзора в Брянской, Смоленской, Псковской областях едва ли не ежедневно обнаруживали белорусские фуры и грузовики с контрабандными европейскими продуктами. Но только на этой неделе контроль белорусских грузов всерьез ужесточили. А ведь с самого начала, когда белорусские чиновники объявили российское эмбарго клондайком для Беларуси, было очевидно, что речь идет именно о контрабанде.
Теперь же ситуация напоминает начало прежних торговых войн. Почему именно сейчас, а не летом, когда начался поток контрабанды в Россию без всяких документов? Да потому, что именно сейчас в дело вмешалась большая жаба. Та самая, которая наконец окончательно задушила российское руководство. Оно, руководство, осталось в роли унтер-офицерской вдовы, в то время как союзник спокойно зарабатывает большие деньги на контрабанде и постепенно становится незаменим для российских потребителей как поставщик хороших европейских продуктов, а для европейских производителей — как надежная перевалочная база и подпольная типография по изготовлению липовых документов.
Теперь же контроль белорусских грузов ужесточается до принципа «мышь не проскочит».
Ирина Халип, «Новая газета»