Читатели сообщают о коррупции в Федерации профсоюзов Беларуси.
В редакцию charter97.org поступила информация о незаконной деятельности некоторых структур организации и их руководителя Леонида Козика. Читатель утверждает, что он некоторое время работал в минском УП «Дом профсоюзов», а после был оттуда уволен за то, что в отказался участвовать в аферах профсоюзных «шишек» и в целом стал много знать, в частности, о директоре Леонарде Богушевиче.
Уход с должности председателя официальных профсоюзов Леонида Козика белорусские аналитики и СМИ связывают в первую очередь со скандалами с профсоюзным имуществом, недвижимостью и инфраструктурой, а также с коррупцией и «кумовством» на рабочей должности. Однако читатель считает, что эти причины его отставки — не главные.
«Дело скорее всего в другом. Когда у тебя во владениях многочисленные здания, санатории, спортивные базы, домики, бани, пчелиные пасеки, сдаваемые в аренду помещения, лошади, свиньи и прочее, то в определенный момент начинают чесаться руки. Но с этим большим хозяйством одному, пускай даже через своих заместителей и помощников, управляться очень сложно. Для этого и было создано УП «Дом профсоюзов», располагаемое в одном здании с ФПБ на проспекте Победителей. Это предприятие стало чем-то вроде управления делами Лукашенко, с недвижимостью которого тоже связаны скандалы и всем известные уголовные дела.
Не будем вникать в подробности того, как Козик вышел сухим из воды – он очень искусно держал дистанцию между собой и проблемами трудящихся, не позволяя выносить народное недовольство на более высокий уровень. Разговор немного о другом: о свите Козика, которая сделала из него «профсоюзного короля». Главную роль здесь играл его правая рука, директор УП «Дом профсоюзов» Леонард Богушевич, а также особо приближенные последнего – секретари, бухгалтера, юристы, заведующие столовыми, директора баз и даже простые водители, охранники и повара», — пишет читатель.
Он рассказывает о том, что под видом деятельности на благо профсоюзов, осуществляется разгул коррупции: от бесплатного питания для сотрудников до бесплатного использования государственного имущества и воровства из казны.
«Самое интересное, что официальной информации о деятельности данного унитарного предприятия очень мало. Например в интернете говорится, что оно занимается техническим обслуживанием административных зданий. На самом деле размах делишек Богушевича и его «шавок» очень многосторонний. Тут и незаконная или скрытая сдача в аренду помещений, ведение двойной бухгалтерии, бесплатное питание руководства, использование в личных целях служебных автомобилей, строительных материалов, профсоюзных объектов и так далее.
Например, достаточно поплотнее заинтересоваться, на какие деньги Богушевич во время своего директорства обеспечил двух своих дочерей квартирами и сделал в них ремонт — и дальше уже можно никуда не ходить. Фактуры для следственных органов вполне будет предостаточно. Кстати, одна из его дочерей, младшая Настенька, продолжительное время числилась в отделе кадров УП, получала за это зарплату, но практически там не работала. То же самое можно сказать и о ее муже, который после свадьбы был резко возвышен с простого охранника до заместителя коменданта здания на площади Свободы. Правда, про это потом узнал Козик — и «лавочка» прикрылась.
Именно кумовство, родственные связи и землячество обеспечивают Богушевичу личную наживу. На ключевые должности и объекты, с которых идет дополнительная прибыль, ставятся, например, «друзья детства» и земляки то ли с Островецкого то ли с Ошмянского района, которые будут молчать. Это и начальник спортивной профсоюзной базы «Олимпиец» Виктор Скрабач, и должностные лица, которые ведут всю аренду. А арендаторы, с которых можно поживиться, окупировали уже аж три здания, находящихся на балансе унитарного предприятия.
По идее Богушевич мог бы быть щедрым «барином» для других своих работников — лишних денег вроде бы хватает, что у него, что у предприятия. Однако нет. Он быстрее удавится, чем потратит лишнюю копейку на нужды подчиненных. Недаром коллективный договор УП находится «за семью печатями» и его содержание из «низов» никто не знает. А там всевозможные льготы, выплаты, премиальные и тому подобное. Кому-то можно дать 30 базовых величин, а кому-то хватит и пяти — бухгалтерия Богушевича работает как надо. Не удивлюсь, если там могут обнаружиться липовые заявления, приказы и расчетные ведомости», — пишет он.
Несмотря на то, что руководитель официального союза профсоюзов сменился, директор Дома профсоюзов со своей отлаженной коррупционной схемой никуда не делся.
«Многие считали, что раз ушел Козик, то должен уйти и Богушевич. Но оказалось наоборот. Поговаривают, что в последнее время Богушевич стал проявлять больше самостоятельности и стал меньше считаться со своим боссом. Козик уже даже стал искать ему достойную замену. Он правильно считал, что пригретая на собственной шее змея навряд ли сможет ужалить – за ним были только негласные указания, а непосредственно дела проворачивал Богушевич. Значит, с него и будет ответ в случае чего.
Однако Богушевич удачно вошел в доверие и к новому руководителю - Михаилу Орде, даже несмотря на то, что «новая метла» обычно метет по-новому и приводит свои кадры. Видать директор УП полон не только новых «идей», но и сильно самоуверен в своей исключительности и незаменимости. А тут еще и внуков нужно поднимать на ноги...
Таким размахом Богушевич может как «приподнять», так и «опустить» любого своего начальника. Странно, что до сих пор это не понял Орда. Оставшееся от Козика кадровое наследство является по сути бомбой замедленного действия для нового председателя ФПБ. Надеемся, что он разберется и быстрее уберет весь этот балласт — неспроста же его ставили на такую высокую должность.
Кстати, когда писалось это письмо, стало известно, что Богушевич уже почуствовал неладное и усиленно начал заносить «хвосты» и устранять «косяки» в бухгалтерии — то есть, готовиться к проверке начальства или Комитета госконтроля. Для этого он нанял независимую аудиторскую проверку. Видать, денег оплачивать подобные услуги хватает», — пишет читатель.