До сих пор в Беларуси нет ни улицы Бородулина, ни почетной доски, ни памятника.
Но его книги, составленные друзьями и поклонниками, продолжают выходить, молодежь знает его стихи наизусть и поет собранные им песни из родной Ушаччины.
Когда-то в 1992-м уже независимая Беларусь удостоила Рыгора Бородулина званием «Народный поэт Беларуси». Более двух десятков лет назад страна поставила поэта в один ряд с Янкой Купалой и Якубом Коласом, Максимом Танком и Петрусем Бровкой, передает «Радыё Свабода».
Прошел уже почти год после смерти Рыгора Бородулина, но государство пока не спешит чествовать его память на официальном уровне.
Журналист Сергей Шапран, который еще при жизни Рыгора Бородулина издал книгу бесед «Три мешка дяди Рыгора», из «государственных» усилий упоминает лишь то, что «Белпочта» напечатала конверт с изображением поэта.
«Владимир Некляев некогда верно заметил, что потери объединяют нацию. И одной из таких потерь, безусловно, стал внезапный уход Рыгора Бородулина. Но мне, к сожалению, ничего не известно, чтобы память Бородулина как-то увековечивалась на государственном уровне», - отметил Сергей Шапран.
Акцию «Улица Бородулина» объявила также общественная кампания «Арт Сядзіба» вместе с Обществом белорусского языка. Всем желающим предлагают обращаться в Совет министров с просьбой, чтобы в Минске и в родных Бородулинских Ушачах улица имени поэта все же появилось. На сайте официальных обращений zvarot. by указано, что с такой просьбой уже обратились 3844 человека.
Однако о близких переменах не слышно. На запросы Союза писателей Министерство культуры отписывалось тем, что в честь писателей запланированы тематические выставки.
Еще в конце прошлого года к витебским властям обратился один из активных инициаторов наследия Бородулина - Глеб Лободенко. Он спрашивал, как именно на Витебщине отметят 80-летие поэта.
В списке мероприятий, которым обеспечило Глеба Лободенко Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома - около двух десятков тематических выставок и лекций в библиотеках Витебска.
Сергей Шапран подсказывает, что еще нужно сделать, чтобы память о Бородулина была увековечена достойно:
«Хотелось бы дождаться не только полного, академического Собрания сочинений Бородулина, но чтобы в Минске и в родных Бородулинских Ушачах появились улицы его имени, чтобы опять же в Минске и в Ушачах были памятники поэту и мемориальные таблички на тех домах, где жил дядя Рыгор, чтобы открылся его музей - в городе или опять же в Ушачах. Чтобы творчество Бородулина шире изучалась в школах, и чтобы наконец была пересмотрена школьная программа, так как самого Бородулина расстроило то, какие именно его стихи изучаются в школе.
Кроме того, еще один существенный вопрос - чтобы поэзия Бородулина существовала не только в оригинале, по-белорусски, но и чтобы она издавалась в переводах на другие языки. Ведь если мы хотим, чтобы белорусское слово, белорусская поэзия была известна во всем мире, она должна иметь соответствующие переводы. Между прочим, именно отсутствие таких переводов и стало, наверное, самой главной причиной того, что Рыгор Бородулин так и не получил Нобелевскую премию. Безусловно, ошибку эту уже не исправить, но все мы вместе способны сделать многое, чтобы имя Бородулина было известно не только нам, современникам поэта, но и тем, кто придет после нас».
Все это не только в полномочиях, но в прямых обязанностях чиновников от культуры. Пока что эту работу полностью берут на себя граждане.
Глеб Лободенко, который в 2013 году инициировал уникальный проект «Лучше», в который вошли книга стихов, фотоальбом и диск с записями Бородулина, говорит, что именно память людей о «дяде Рыгоре» и есть самое главное.
«На этой неделе три мероприятия. На курсах «Мова Нанова» в понедельник занятие, посвященное Рыгору Бородулину, где мы включим его голос, пение его мамы, покажем редкие фотографии. Естественно, будем читать его стихи.
24 февраля в государственной филармонии Сергей Довгушев, лидер группы Vuraj, устраивает также программу «Песни материнские из Ушаччины». Сергей был знаком с дядей Рыгором. Он в восторге от этих Ушачских песен, которые собрал Бородулин. А 27-го февраля во Дворце искусств будет презентация дневников Бородулина, которые готовит исследовательница Наталья Давыденко. Она коллега дяди Рыгора, и еще при жизни стала заботиться о его архиве. Нашла документы, о которых он забыл, где они. А в Ушачах нашла его дневники школьной поры, когда он еще по-русски писал».
«Улицы, памятники и все остальное можно сделать всегда, и это так или иначе будет сделано, - говорит Лободенко. - А память народная и любовь, которая не прерывается, - это самое главное».
Друг Рыгора Бородулина Владимир Некляев поэтически высказывается, что «бездну Бородулина словами не заполнить».
«Сказать, что память Рыгора Бородулина увековечена достаточно и достойно, я не могу. Это поэт, который рождается раз в столетие, а может даже, и на всю историю страны. Сколько ни поклоняться, все равно бездну Бородулина заполнить словами невозможно. А вот делом можно было бы. До сих пор не названа его именем улица в Ушачах, и так далее. В каждом моменте возникают проблемы, которых могло бы не быть, если бы люди задавались вопросом: «А вдруг за это что-то плохое будет?»
Когда они перестанут задаваться такими вопросами, а начнут уважать Бородулина, не оглядываясь на то, что вокруг, тогда и будет то уважение, то понимание поэта, которое нам нужно», - заключает поэт и политик.
Лободенко считает, что желание Бородулина быть похороненным в Ушачах - это его последний подарок родной земле. А для самих Ушачей увековечение памяти земляка - едва ли не единственный шанс остаться в контексте белорусского культуры не рядовым райцентром.
«Сколько раз я за этот год был на могиле, там всегда свежие цветы, убрано. Стоят свечи. Видно, что народная колея к нему не зарастает. Хотя были тревоги, что кто в эти Ушачи будет ездить, может, лучше его в Минске похоронить. Но это была его воля. Это место он себе оставил рядом с мамой. И очень хорошо, что эта воля была выполнена», - рассказывает Глеб.
Кстати, деньги на памятник, через год после смерти планируют установить на могиле поэта в родных Ушачах, также собирают вскладчину. Объявлен сбор средств на благотворительный счет, который открыт на имя внучки поэта Доминики Климиной.
Лободенко убежден, что в Беларуси другого выхода, кроме как почтить память Бородулина, просто нет. И рано или поздно это обязательно произойдет.
«Все идет естественным образом, - говорит Лободенко. - Не думаю, что кто-то надеялся, что за этот год в каждом белорусском городе появится улица Бородулина и памятник Бородулину. Но это вопрос времени. Бородулин - это человек масштаба Купалы, Богдановича. Ни у кого нет сомнений сегодня, что везде есть улицы Богдановича, Купалы, а Бородулин занял это место еще при жизни.
Я бы не переживал, что за этот год резкого роста почитания его памяти не произошло. У нас не так много поэтов и лиц масштаба Бородулина. Другого пути, кроме как чтить его память, просто нет».