Правительство Беларуси определилось с перечнем предприятий, которые могут быть приватизированы в текущем году.
По сведениям Госкомимущества, всего в этом списке 61 хозяйственное общество и 3 республиканских унитарных предприятия. В частности, правительство намерено продать акции ОАО «Могилевхимволокно» и ОАО «Светлогорск Химволокно», в которых доля государства составляет соответственно 90,5% и 100%, пишет «Завтра твоей страны».
Найдутся ли желающие купить?
— Конечно, Беларусь не лучшая страна для инвестиций, потому что здесь не гарантировано самое главное – право собственности. Можно прийти, завязнуть и остаться ни с чем. Но если проекты выгодные, то акции госпредприятий купят, — полагает экономист Лев Марголин.
Однако он сомневается, что белорусские фабрики и заводы кто-то спешит приобрести.
— В условиях кризиса всегда существует конфликт интересов покупателя и продавца. Инвестор надеется, что завтра ему продадут еще дешевле, а государство рассчитывает незамедлительно получить как можно больше денег и вряд ли снизит цену, — прогнозирует аналитик.
Эксперт также отмечает, что в последнее время все больше инвесторов предпочитают создавать с нуля промышленное производство в нашей стране.
— Никто не хочет платить деньги за устаревшее оборудование и кирпичные стены. Возвести новое здание, начинить современным оборудованием гораздо дешевле, — говорит собеседник.
По его мнению, правительству удалось убедить правителя в необходимости вернутся к практике приватизационных списков, от которых отказались в мае 2012 года.
— Остается только догадываться: каким образом чиновники Совмина уговорили Александра Лукашенко. Может, сказали, что это такое барахло, которое нужно скорее сбывать и отряхивать руки. А возможно, пойти на такой шаг вынудила острая нехватка денег в казне, — предполагает экономист.
Аналитик прогнозирует, что государство будет избавляться от убыточных предприятий. Но даже если покупатели не найдутся, власти не рискнут их закрывать.
— Этот балласт является системообразующим фактором. К примеру, многие колхозы убыточны, но для сельского населения являются организационной структурой. Точно также и завод, который выполняет скорее социальную функцию. Кому ее передать государство не знает. А потерять управление народом боится. Вот и поддерживает на плаву убыточные предприятия, создавая какие-то социальные гарантии рабочим, — подчеркивает Лев Марголин.