На питание белорусы стали тратить гораздо больше.
Уровень жизни в стране хорошо определяется той долей семейного бюджета, которая тратится на питание. Чем меньше эта доля, тем уровень жизни выше. В Беларуси затраты на продукты питания достаточно продолжительный период неуклонно сокращались, однако череда кризисов повернула эту тенденцию вспять, пишут «Белорусские новости».
На питание стали тратить больше
По данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, в 2014 году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 8,2 млн. рублей в месяц. По сравнению с 2013 годом они увеличились на 1,6 млн. рублей (на 23,6%), сообщает Белстат.
Менее 1 млн. рублей среднедушевого дохода в месяц имели 0,9% домашних хозяйств, 1-1,5 млн. — 4,2%, 1,5-2 млн. — 8,8%, 2-2,5 млн. — 14,3%, 2,5-3 млн. — 16,7%, 3-3,5 млн. — 14%, 3,5-4 млн. — 10,2%, 4-4,5 млн. — 7,7%, 4,5-5 млн. — 5,8%, 5-5,5 млн. — 4,3%, 5,5-6 млн. — 3%, более 6 млн. — 10,1%.
Доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (национальной черты малообеспеченности) составила 3,4% (в 2013 году — 4%), в городах и поселках городского типа — 2,7% (в 2013 году — 3,3%), в сельских населенных пунктах — 5,2% (в 2013 году — 5,9%).
Потребительские расходы в расчете на домашнее хозяйство по сравнению с 2013 годом увеличились на 1,1 млн. рублей (на 22,2%) и составили в 2014 году 5,8 млн. рублей в месяц.
В структуре потребительских расходов домашних хозяйств доля расходов на питание составила 41,6%, на покупку непродовольственных товаров — 35,7%, на оплату услуг — 20,2%.
расходы на покупку продуктов питания, %
По расходам на питание Беларусь находится в конце европейского списка. Хуже, чем у нас, дела обстоят лишь у пяти стран. Правда, необходимо учитывать, что РИА «Рейтинг» проводило сравнительный анализ по данным за 2013 год, а для некоторых стран были использованы и еще менее свежие цифры.
В развитых странах с высокими доходами населения и сравнительно невысокими ценами на продукты питания расходы на еду обычно не превышают 15% от совокупных затрат семьи. Остальное тратится на коммуникации, досуг и путешествия, медицину, образование, технику, одежду и прочее.
Жители более бедных стран расходуют на еду более существенную часть своего бюджета, потому что уровень их доходов не позволяет им тратить значительные суммы на что-то иное.
В случае с Беларусью обращает на себя внимание достаточно высокая доля расходов домашних хозяйств на алкогольные напитки и табак — 3,9% от общих трат в 2014 году. Конечно, есть страны, где этот показатель еще выше — Румыния (5,9%), Сербия (4,5%), Эстонии (4%). Но равняться лучше, например, на Францию (3%) или Исландию (3,2%), о которых не скажешь, что там выпить не любят или не умеют.
При этом в Беларуси снижается потребление табака и алкоголя. В частности, продажи табачных изделий в прошлом году сократились на 9,4%, алкоголя — на 7%.
Произошли изменения и в структуре потребления алкогольной продукции: сократились продажи водки и ликеров — на 10%, плодовых вин — на 8%. Продажи виноградных вина увеличились на 3,4%, коньяка и коньячных напитков — на 16,7%, слабоалкогольных напитков — на 1,3%.
Однако наша национальная особенность в том, что белорусы пьют дома, на рестораны уходит не более 2,2% семейного бюджета, в то время как во Франции — 6,6%, Исландии — 4,8%, Эстонии — 3%.
«Человек может отказать себе во многом, но не в еде»
Экономист Владимир Николаевский не видит ничего удивительного в том, что белорусы стали тратить больше на питание:
«Это является доказательством того, что уровень жизни падает. Покупательная способность снижается, так как растут цены, а заработная плата — нет. Рост цен отражается и на структуре потребления. Питание — биологическая потребность, человек может отказать себе во многом, но не в еде».
После изменения структуры расходов в целом, изменятся и расходы в питании, отметил экономист.
Это означает, что люди будут экономить и покупать более дешевые продукты. Уже, согласно данным Минторга, жители страны употребляют больше рекомендуемой нормы сахара, картофеля и мяса и меньше нормы — рыбы, молока и фруктов.
«Повышать зарплату теперь попросту неоткуда, — считает Владимир Николаевский. — В условиях задержки зарплат на предприятиях бедные будут страдать еще больше, семьи с детьми особенно. В такой ситуации надо быть острожными с потребительскими кредитами, которые способны при высоких ставках и проблемах с выплатой зарплат сделать семью нищей».
Владимир Николаевский полагает, что в такой ситуации социальная поддержка должна быть структурирована по-иному: «Семьи с детьми находятся в зоне риска малообеспечености. Важно обратить внимание на одиноких пенсионеров. За шесть миллионов рублей двое прожить могут, а за три один — с трудом. Для принятия решений необходим серьезный анализ ситуации».