Похоже, что трагедия крымских татар бесконечна.
Вначале их поголовно депортировал товарищ Сталин. Депортация происходила в одну ночь — когда всех погрузили в вагоны-скотовозы, а все вещи остались в домах. Скотовозы приехали на Урал и в Пермский край, людей выкинули в поле. По разным оценкам, погибли до 40 процентов высланных — женщин, детей и стариков.
Пока народ умирал на чужбине, правозащитник Мустафа Джемилев сидел в лагерях, в общей сложности более 10 лет, требуя возвращения крымских татар на родину.
Потом, в конце 80-х, началось постепенное возвращение выживших в Крым. За депортацию никто не извинился. На голой земле пришлось всё начинать с начала. Кое-как построили жильё, провели коммуникации, что-то посеяли, организовали Меджлис — крымскотатарский парламент. Наладили неплохие контакты с украинскими властями. Те не очень помогали, но и не мешали, даже выразили сочувствие.
И вдруг Крым стал наш.
Джемилеву позвонил Путин, наговорил комплиментов, спросил, что нужно.
— Чтобы вы вывели свои войска, — ответил Джемилев.
— Я это ожидал, — сказал Путин. Он вроде не обиделся, даже пообещал, что «ни один волос отныне не упадёт с головы крымского татарина».
Но видимо, всё же, обиделся, потому что вскоре началось, причем, по полной. Пошли обыски среди активистов-татар, запрет митингов, перенос праздников с центральных площадей куда-то подальше. Дальше попытались создать марионеточную копию Межлиса.
Потом активистов стали арестовывать, а кое-кого убивать. Несколько человек бесследно исчезли. Протесты разгонялись, а протестующих называли «пятой колонной».
Видимо реализуя тезис Путина о волосах, которые не должны упасть с крымских татар, а на самом деле, вымещая злость на Джемилеве и лидере Меджлиса Чубарове, за то, что они отказались получать российские паспорта, им запретили въезд в Россию. То есть, к себе на родину, в Крым.
Однако, их голоса еще звучали по телеканалу крымских татар. Это был очень нехороший канал, ибо он сеял смуту, да и владел им бизнесмен Ленур Ислямов. Тот самый нехороший Ленур Ислямов, на деньги которого был снят фильм «Хайтарма», почти документально воспроизводящий ужас депортации.
Короче, полностью реализуя обещания Владимира Путина о неустанной заботе о крымскотатарском народе, канал закрыли. Но не только его. Вместе с ним закрыли детский канал мультиков и образовательных передач и две радиостанции — на русском и крымскотатарском языках.
Власть победила. Но она и далее будет чего-то там «неустанно». Для этой цели, будто насмехаясь над здравым смыслом, именно накануне закрытия Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Федеральном агентстве по делам национальностей», сообщает сайт Кремля.
Агентство займется «выработкой и реализацией государственной национальной политики, нормативно-правовым регулированием в сфере государственной национальной политики и осуществлением мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, обеспечением межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Так что, судя по тому, что вытворяет российская власть с крымскими татарами сейчас, это только цветочки по сравнению с тем, что будет вытворять с ними новое агентство.
Матвей Ганапольский, «Эхо Москвы»
Фото: svoboda.org