Слушания уголовного дела против бывшего председателя правления Белкоопсоюза и ряда его подчиненных проходят в Верховном Суде.
Вместе с Сергеем Сидько на скамье подсудимых оказались еще пять человек, которые распоряжались в своих интересах недвижимостью организации, пишет «Ежедневник».
Главе Белкоопсоюза вменяется совершение преступлений, предусмотренных ч.3 ст.430 (получение взятки в особо крупном размере лицом, занимающим ответственное положение), а также ч.3 ст.424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение) Уголовного кодекса Беларуси.
Бывший глава Белкоопсоюза полностью отвергает выдвинутые против него обвинения. Следует полагать, что дом для дочери на Канарах Сергей Сидько купил за зарплату председателя правления Белкоопсоюза.
Вместе с бывшим начальником перед судом предстал Дмитрий Колодезный, который в 2010-2011 годах занимал должность начальника управления капитального строительства и инвестиций Белкоопсоюза. Ему инкриминировано совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст.424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями), ч.5 ст.16, ч.2 ст.431 (подстрекательство даче взятки повторно) и по ч.2 ст.430 (получение взятки в крупном размере по предварительному сговору) Уголовного кодекса Беларуси. Он признал совершение только последнего преступления.
Третий сотрудник организации – главный инженер Элеонора Сизук. Она обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.430 (получение взятки) и ч.2 ст.433 (повторное принятие незаконного вознаграждения работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом) Уголовного кодекса Беларуси. Элеонора Сизук полностью согласилась с обвинениями и даже ходатайствовала о разрешении участвовать в процессе без адвоката. Правда, судья ее ходатайство не удовлетворил.
Владимир Ленский обвиняется в пособничестве в даче взятки повторно или крупном размере. Он также полностью признал свою вину и даже уже успел внести на депозит КГБ 174 млн рублей в счет возмещения ущерба государству.
А вот бывший директор строительной организации ООО «СонатаСтрой» Александр Драньков, которого обвиняют непосредственно в даче взятки в крупном размере, свою вину категорически отрицает. Хотя, по мнению прокурора, взятку он давал как раз при пособничестве Ленского.
Последний обвиняемый Андрей Турченко. Уроженец Днепропетровска и гражданин Украины также под стражей. Возможно, причиной этого стало то, что ранее, еще в Украине, он уже отбывал наказание за уголовное преступление. В свое время он вышел по амнистии, и судимость была погашена. Его обвиняют в мошенничестве и в подстрекательстве к даче взятки. Вину свою признает полностью.
Согласно версии обвинения, председатель правления Белкоопсоюза Сергей Сидько и Дмитрий Колодезный вмешивались в работу комиссий по определению победителей тендера по выбору подрядчика на строительство или ремонт объектов недвижимости.
Руководители организации проводили формальные переговоры, предоставляли заплатившим претендентам дополнительные документы, ставящие тех в более выгодное положение. Деятельность была поставлена на поток и затронула подразделения Бенлкоопсоюза по всей стране – центральный офис, склады в Минске, магазины в Лиде, Жлобине, Любани, Горках, Ганцевичах, Глубоком, кафе, Полоцкий аграрно-экономический колледж. Даже ремонт гаражей в Плещеницах был проведен за откат.
Сами руководители Белкоопсоюза с коммерсантами не встречались. Все переговоры были организованы Владимиром Ленским. Как правило, он привозил Сергею Седько деньги поэтапно. За один объект сумма отката могла достигать 25 тыс. долларов. От себя Владимир Ленский добавлял еще пару бутылок виски. Председатель правления предпочитал Black Label.
Кстати, в тот день, когда посредник приехал уже под контролем правоохранительных органов, в рамках следственно эксперимента, он впервые привез алкоголь другой марки. Вот уж и вправду дьявол в мелочах.
Суммы на порядок меньше шли Дмитрию Колодезному. А еще несколько раз обогатиться смогла и Элеонора Сизук. Ее Владимир Ленский тоже не преминул отблагодарить за решение текущих организационно-строительных вопросов.
Владимира Ленского обвиняют только по одному эпизоду. По всем остальным уголовное преследование было прекращено в связи с его сотрудничеством со следствием.
Дмитрий Колодезный, вероятно, оставался недоволен тем, что ему доставались лишь крохи. В качестве дополнительного дохода им и Андреем Турченко была придумана еще одна коррупционная схема. Часть недвижимости Белкоопсоюза подлежало продаже. С молотка должны были уйти административное здание по улице Татарской, 3 и детский садик на Партизанском проспекте в Минске, а также здания бывшего пионерлагеря в Городище.
По замыслу обвиняемых, покупатели должны были заплатить за эту недвижимость не только в кассу Белкоопсоюза, но и в их карманы. На Андрея Турченко была возложена функция по поиску покупателей и ведения переговоров, а Дмитрий Колодезный должен был подготовить документы и выступал в качестве гаранта сделки.
Все оказалось не так просто - у Андрея Турченко не получалось найти покупателей. Тогда он обратился к агенту по недвижимости из «Тетравиты» Ларисе Дроздетской. Ей он объяснил, что реализация объектов возможна только за взятку. Покупатель нашелся. Здание по улице Татарской захотела приобрести одна из минских фирм. Стоимость самого дома оценивалась в 1,1 млн долларов. За него было запрошено еще 500 тыс. долларов в качстве отката должностным лицам Белкоопсоюза. Почти половина стоимости здания!
При переговорах с представителями покупателя Андрей Турченко представился сотрудником Белкоопсоюза и сообщил, что сначала необходимо дать пять тысяч долларов в качестве задатка. Остальная сумма (495 тыс. долларов) должна была быть положена в банковскую депозитарную ячейку. Покупатели выполнили требования, только в ячейке оказался всего лишь макет денег. При попытке забрать его обвиняемые были задержаны сотрудниками КГБ.
В отношении Ларисы Дроздетской также ведется судебный процесс в Верховном суде, она объявлена в розыск. По ходатайству прокурора, судья приняла решения объединить оба дела.
Учитывая, что Сергей Сидько своей вины не признает, а Дмитрий Колодезный – признает лишь частично, о том, соответствует ли обвинение прокурора действительности, можно будет с уверенностью утверждать только после приговора суда.