Заявления главы Конституционного суда Петра Миклашевича на вчерашней пресс-конференции шокируют.
26 января на пресс-конференции в Минске председатель Конституционного суда Петр Миклашевич рассказал, соответствуют ли Конституции соглашения Таможенного союза, как можно отменить смертную казнь и почему суд не проверяет законность указов Александра Лукашенко, передает «Еврорадио».
В ходе пресс-конференции, на которой председатель Конституционного суда Петр Миклашевич рассказал журналистам о «состоянии конституционной законности в Беларуси в 2009 году», он признался, что КС проверял соответствие юридическим нормам документы по созданию Таможенного союза. Но рассказал, что проверка эта была формальной.
«Мы проверяли в порядке предварительного конституционного контроля эти документы по порядку принятия, форме принятия этих законов, компетенции органов, которые их приняли. Таким образом, по формальным юридическим процедурам», - сообщил глава КС.
Что же касается проверки сути этих договоров, говорит председатель суда, то их проверяют лишь в том случае, если президент перед их подписанием засомневается в соответствии Конституции отдельных положений договоров. Видимо, никаких сомнений у Александра Лукашенко на этот счет не возникло.
«Такого обращения на стадии подписания законов о ратификации международных соглашений, связанных с образованием Таможенного союза, к нам не поступало», - сказал Миклашевич.
Поинтересовались журналисты мнением председателя Конституционного суда и по вопросу обложения поставляемой в Беларусь нефти пошлинами российской стороной.
«Это не предмет анализа Конституционного суда. Есть у меня своя точка зрения, но я не имею возможности ее публично оглашать. Я могу публично говорить лишь в том случае, если это станет предметом рассмотрения Конституционного суда», - отметил глава КС.
Хотя и оговорился, что, на его взгляд, договор о поставках нефти в нашу страну, подписанный в 2007 году, продолжает действовать. Правда, россияне утверждают обратное.
Отвечая на вопрос корреспондента «Еврорадио», председатель КС сказал, что принятые не так давно поправки в закон «Об оперативно-розыскной работе» не противоречит конституционным нормам. Речь идет о том, чтобы правоохранительным органам позволили проводить оперативно-розыскные мероприятия, прослушивать телефоны и так далее без соответствующей санкции прокурора.
«Здесь прямого противоречия конституционным нормам и положениям не видим мы. Мы рассматривали положения данного закона в суде в порядке предварительного конституционного контроля и исходя из статьи 23 Конституции, которая дает возможность в целях национальной безопасности, защиты правопорядка и охраны здоровья делать определенные ограничения, то здесь, соответственно, было принято соразмерное ограничение в целях усиления борьбы с преступностью», - сказал Миклашевич.
Таким же законным считает Петр Миклашевич и полученное правоохранительными органами разрешение арестовывать людей без санкции прокурора. Достаточно личного разрешения на это руководителей МВД, КГБ или Департамента финансовых расследований.
Что касается отмены смертной казни, то председатель КС назвал два пути решения этого вопроса.
«Два возможных варианта введения моратория на смертную казнь. И здесь я никаких конституционно-правовых препятствий не предусматриваю. Что касается отмены, это уже второй этап принятия окончательного решения, то здесь есть определенные конституционно-правовые аспекты», - сказал он.
Что это за аспекты, председатель суда не уточнил. Только заметил, что одни статьи конституции можно изменять решением Лукашенко или «депутатов», а другие — только при помощи референдума. И дал таким образом понять, что здесь без референдума не обойтись.
По словам Петра Миклашевича, в прошлом году Конституционный суд проверил 104 закона, принятых депутатами нелегитимной «палаты представителей». Все они были признаны соответствующими Конституции. Журналисты поинтересовались, а проверил ли КС хоть один указ Лукашенко. На что получили ответ, что никто из тех, кто имеет на это право, не обращался к ним с просьбой это сделать. Напомним, что полномочиями обращения в Конституционный суд обладают только сам Лукашенко, «депутаты» обеих палат, правительство, Верховный и Хозяйственный суды.