14-15 мая в Ереване пройдет саммит министров образования стран ЕС, на котором решится вопрос вступления Беларуси в Европейское пространство высшего образования.
Сайт charter97.org побеседовал об этом с молодежным активистом, одним из лидеров организации «Молодой фронт» Николаем Демиденко, который в сентябре 2008 года был по политическим мотивам отчислен с исторического факультета Полоцкого государственного университета.
- Как бы вы могли прокомментировать предстоящий саммит министров образования стран ЕС, на котором решится вопрос о вступлении Беларуси в Болонский процесс?
- Меня удивляет тот факт, что Беларусь готовы принять в Болонский процесс. Я думаю, что для того, чтобы стать его полноценным участником, надо пройти еще большой путь. Мне кажется, что принятие Беларуси прямо сейчас – это дискредитация самого Болонского процесса. Многих необходимых факторов: студенческого самоуправления, академической свободы – в Беларуси, безусловно, сейчас нет. Меня удивляет не Беларусь, которая хочет в Болонский процесс, меня удивляют европейские чиновники, готовые способствовать этому. Не потому, что я в целом против этого, а просто потому, что Беларусь пока не демонстрирует тех стандартов, которые задекларированы в европейской системе высшего образования. Это будет просто профанацией.
- А чем, по вашему мнению, может быть вызвана эта готовность к принятию Беларуси? Каковы мотивы?
- Европейцы пытаются интегрировать сейчас Беларусь в процессы, не имеющие первостепенного значения. Болонский процесс был очень актуален лет пять тому назад. Сейчас он уже не так популярен.
То же самое можно наблюдать с Восточным партнерством. Это такая политика попыток «перетянуть» Беларусь на свою сторону, хотя бы минимально, чтобы вести геополитический торг с Москвой. Это один из шагов по повороту Запада «лицом» к режиму Александра Лукашенко, чтобы получить какие-то минимальные рычаги влияния на Москву. Но я думаю, это неэффективная стратегия: не сможет Запад влиять через Лукашенко на Россию, так как тот сам не является ведущим игроком в отношениях с Москвой. Но, к сожалению, Европа, чтобы как-то сохранить свое влияние в нашем регионе, пытается заигрывать с белорусской властью, закрывая глаза даже на проблемы политзаключенных, что пару лет назад еще считалось недопустимым.
Проблема в том, что сам Болонский процесс, дискредитировав себя, перестанет быть влиятельным, серьезным процессом. Болонский процесс строился на определенных ценностях, которых сейчас вообще нет в Беларуси. Это все равно, что прямо сейчас Зимбабве принять в Болонский процесс.