Времени не было их вывозить.
О кризисе на предприятии «Гомельдрев», одном из крупнейших в областном центре, «Белсат» беседует с бывшим инженером Александром Батраковым.
На «Гомельдреве» устроены более 3 тыс. человек. Их перевели на 4-дневную рабочую неделю и 6-часовой рабочий день. Коллектив сокращают за счет пенсионеров, с ними не продлевают контрактов. В течение года их планируется уволить около 600. Что довело «Гомельдрев» до удручающего положения? Вот что рассказал предприятия Александр Батраков.
Что довело «Гомельдрев» до кризиса?
Причина бедственного состояния «Гомельдрева» – классическая: продукция энергоемкая, а потому дорогая, и ее трудно продать. «Бесхозяйственность всему виной. Течет, например, горячая вода ручьем всю зиму, даже трава начала расти, а никого это не беспокоит. И так повсюду. Где-то свет сутками горит в раздевалке, забыли выключить...» Маркетинг, по словам Батракова, налажен слабо: этим занимаются всего три человека, плакаты и реклама – низкого качества.
Станки тянут интернет
На предприятии поставили новые линии. Причем часть оборудования – итальянского производства, часть – немецкого, часть – российского. Чтобы наладить работу, из Германии в Гомель приехали три специалиста. Поскольку линии компьютеризированные, понадобился интернет. Во время визита немецких гостей выяснилось, что кабелей, чтобы подключить станки к компьютеру, нет, на их закупку нужно объявить конкурс, а это займет не один день. Часть машин можно было подключить к беспроводному интернету, но такого не оказалось. В результате немцы сидели в ожидании. «Простой» трех человек стоил предприятию 6 тыс. евро в день.
Кроме этого, линии компьютеризированные, поэтому программное снабжение нужно регулярно обновлять через Сеть. «Гомельдрев» не позаботится о безлимитном тарифе. «И у нас, бывает, один станок на 20 млн. рублей выкачивает только обновлений за месяц. А таких станков на предприятии не один, не два».
Как перед Лукашенко закопали станки
Со старым оборудованием тоже интересная история. «На предприятие собирался приехать Лукашенко примерно год назад, в одном цехе стояли огромные металлообрабатывающие станки. Вместо того, чтобы сдать их на металлолом, пригнали экскаваторы, чтобы их закопать. Времени не было их вывозить, так они по-быстрому их закопали, чтобы Лукашенко, не дай бог, не увидел».
В плитах прячется отрава
Предприятие надеялось, что деньги будет приносить новая структурная единица – завод по производству плит МДФ, который недавно построили в Речице. Идея зарабатывать на плитах родилась шесть лет назад, тогда это продукция считалась перспективной. Однако, пока предприятие построили, требования к качеству такой продукции в Евросоюзе ужесточились. В результате плиты, которые в Речице прессуют ядовитыми смолами, европейцам сейчас не продашь.
Рецепт выхода из кризиса
Батраков считает, что «Гомельдрев» надо разделить на небольшие производства. Поскольку три цеха, которые ранее были на предприятии, объединили в один, руководителю последнего тяжело все контролировать.
Напомним, в последнее время многие предприятия переводятся на сокращенную рабочую неделю или вынуждают рабочих писать заявления на отпуска за свой счет. В редакцию charter97.org поступили жалобы с таких предприятий как «Гомсельмаш», Осиповичский завод автомобильных агрегатов, Светлогорский завод железобетонных изделий, Бобруйский завод деталей и агрегатов, «Могилевтрансмаш», «Строммашина», МТЗ, «Гомельдрев», Минский подшипниковый завод, Белорусская железная дорога, ОАО «Витебские продукты» и других.