Лидеры Союза поляков Анджей Почобут, Мячислав Яскевич и Игорь Банцер 20 февраля вышли на свободу.
Они были осуждены 15 февраля на пять суток административного ареста судом Ленинского района Гродно за организацию 10 февраля в этом областном центре митинга в поддержку Ивенецкой организации незарегистрированного СПБ (Воложинский район Минской области), которая подверглась давлению властей.
«Мы отбывали арест в изоляторе временного содержания Октябрьского РУВД Гродно. Вначале нас всех троих посадили на ночь в одну камеру, а потом разбросали по разным камерам. Я сидел с уголовниками, людьми с несколькими судимостями. Нормальные ребята, просто так у них сложилась жизнь, что нарушили закон. Сторонников Лукашенко я не встречал ни среди тех, кто сидит, ни среди тех, кто охраняет. Милиция очень не довольна тем, что у них снизились зарплаты. По сравнению с 2005-2006 годами, когда мне приходилось отбывать арест, никто из сотрудников милиции по нашему делу рвения не проявлял. Есть приказ, и они его выполняют», - рассказал Анджей Почобут в интервью сайту charter97.org.
Что касается условия содержания в ИВС, то активист СПБ утверждает, что по сравнению с прошлыми годами они улучшились. Произошло это, по его мнению, только благодаря правозащитникам. «Этого добились гродненские правозащитники, в том числе Валерий Левоневский, который долго за это боролся. В камерах появились матрацы, задержанных стали выводить на прогулки. Раньше всего этого не было. Хотя, конечно, это место, где отбывают наказание, неприятное место, с плохим запахом, с нехваткой свежего воздуха», – отметил Анджей Почобут.
Свой арест Анджей Почобут считает абсолютно незаконным.
«Я готов был явиться в суд в понедельник в 15 часов по повестке. Но меня задержали в 9.40, заявив, что я похож на преступника, отвезли в Октябрьский РУВД, а затем в суд. Это было незаконно и связано с событиями в Воложине, с проходящим там судом над Терезой Соболь. Мы ехали ее поддержать, я даже собирался давать свидетельские показания на процессе.
На суде по моему делу свидетелями были только сотрудники милиции, ни одного свидетеля защиты не вызвали. Я объяснял, что мы оказались в такой ситуации, что были вынуждены выйти на мирную акцию, чтобы защитить свои права, но судья Ксения Стасюкевич этого не учла, ее это не интересовало. Она рассмотрела дело формально: нарушена статья КоАП – в тюрьму. Все приговоры в отношении нас были, как под копирку. Репрессии против Союза поляков продолжаются. Читаю сейчас официальные СМИ, ту грязь, которую они на нас выливают, и понимаю, что репрессии будут продолжаться. Никаких выводов из ситуации 2005 года белорусские власти не сделали. Мы хотим, чтобы наше объединение могло работать легально и само выбирать себе руководство. Оказывается – это слишком много», - говорит активист СПБ.
Во время ареста лидеров Союза поляков в Минске и других городах Беларуси демократическая оппозиция проводила акции солидарности с ними.
«Мы очень признательны всем, был солидарен с нами, всем белоусам. Я сам в 90-е годы участвовал во многих акциях протеста против режима Лукашенко, и я очень благодарен, что белорусы сегодня выходят в нашу поддержку. Сегодня нарушаются права всех нас. Это не этнический конфликт, а гражданский. Белорусские власти душат различные общественные организации. Пространство свободы настолько сузилось, что даже организации нацменьшинств попали «под раздачу». Нас считают опасным примером того, что можно сражаться за свои права и делать это небезуспешно. Наша организация закалилась и стала сильнее. Власти не учитывают, что реакция на репрессии – это мобилизация. И это происходит сегодня с нами. Политика давления на Союз поляков не дала никакого результата», -- заявил Анджей Почобут.