В числе работ прославленного кинорежиссера такие фильмы, как «Женя, Женечка и Катюша», «Звезда пленительного счастья», «Белое солнце пустыни».
Известный кинорежиссер Владимир Мотыль ушел из жизни в воскресенье, 21 февраля, поздним вечером. Он скончался в одной из московских клиник, передает РБК. Режиссеру было 82 года.
Владимир Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском городе Лепель в семье польского эмигранта. Через три года после рождения Владимира его отец был арестован и отправлен в лагерь на Соловки, где меньше чем через год погиб, отмечает интернет-сайт телеканала «Вести».
Несколько лет спустя вместе в матерью Мотыль окажется в ссылке на Северном Урале. В это время у него возникла страстная вера: «Вырасту - буду делать кино». В начальных классах школы в городе Оса он организует театральный кружок, ставит одноактные пьесы, где сам играет главные роли и расписывает картонные декорации.
В 1948 году Владимир Мотыль окончил актерское отделение Свердловского театрального института. Позже заочно получил второе высшее образование на историческом факультете Свердловского университета. Работал режиссером Свердловского драматического театра, актером и режиссером в театрах Сталиногорска (ныне Новомосковск Тульской области) и Нижнего Тагила. С 1955 года — главный режиссёр Свердловского театра юного зрителя. Тогда Мотылю было всего 27 лет.
Из главных режиссёров Владимир Мотыль уходит в ассистенты на Свердловскую киностудию, где работает с 1957 по 1960 годы. Кинодебют Мотыля состоялся в Таджикистане, на киностудии «Таджикфильм». Здесь в 1963 году он снимает фильм «Дети Памира».
А в 1967 году он снял нашумевшую комедию на военную тему «Женя, Женечка и «Катюша», по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Фильм был неоднозначно принят идеологами кинокомитета, что повлекло за собой запрет на профессию.
Спасением для режиссёра стала уникальная студия Григория Чухрая, которая имела особый статус и пригласила опального режиссера на постановку сценария «Пустыня».
Русский «вестерн» Мотыля «Белое солнце пустыни» (1969) оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате советской кинопродукции. Фильм «Белое солнце пустыни» стал талисманом покорителей космоса, включивших его просмотр в программу подготовки космонавтов к полёту. Фильм также создавался при участии Булата Окуджавы. В 1995 году фильм по результатам массового электронного опроса телезрителей России телекомпанией РТР победил в номинации «Самый любимый фильм российских зрителей».
В 1975 году Владимир Мотыль выпускает исторический фильм «Звезда пленительного счастья» о судьбах декабристов.
Фильм Мотыля «Лес» (1980), снятый по мотивам пьесы А.Н. Островского, был запрещён к показу, а режиссёр снова изгнан из киноиндустрии. Правда, спустя некоторое время Владимир Мотыль был приглашен в Останкино в творческое объединение «Экран» на должность художественного консультанта телефильмов молодых режиссёров.
В кино Мотыль вернулся лишь в годы перестройки, написав киносценарий двухсерийной романтической притчи по мотивам рассказа Фазиля Искандера и поставив фильм «Расстанемся - пока хорошие» (1991).
Владимир Мотыль - лауреат Государственной премии Таджикской ССР имени Рудаки (1964, за фильм «Дети Памира»); Почётный гражданин города Душанбе (1977); Заслуженный деятель Таджикистана (1997). Награждён орденом Почёта (1996, за фильм «Белое солнце пустыни»). Лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства 1997 года (1998, за фильм «Белое солнце пустыни»).
В 2004 году Владимир Мотыль приступил к съёмкам фильма «Багровый цвет снегопада», действие которого основано на реальных фактах из жизни его родителей, Мотыля Якова Даниловича и Левиной Берты Антоновны. Мотыль был избран действительным членом Международной академии информатизации при ООН.
Хобби кинорежиссёра были путешествия. Он объехал полмира и все республики СССР, Россию - от Североморска до Курил и острова Врангеля.
Супруга Владимира Мотыля - Подаруева Людмила Васильевна, бывшая театральная актриса, оставила сцену в 70-х годах, посвятив себя семье. Дочь - Ирина, художница-дизайнер по костюмам в кино. Внук - Аркадий, художник-авангардист, с 1998 года работает в Амстердаме.