В июле Евросоюз прекратил действие санкций в отношении 26 граждан Беларуси и четырех компаний, принадлежащих бизнесмену Юрию Чижу. Из санкционного списка, кроме Леонида Мальцева, Геннадия Невыгласа, Натльи Петкевич, Анатолия Рубинова и Сергея Абламейко были исключены менее известные белорусские чиновники. МИД Беларуси назвал решение Совета ЕС "шагом в правильном направлении, хотя и недостаточным".
Прокомментировать данное решение ЕС "Ежедневник" попросил политолога Валерия Карбалевича:
- Чем, на ваш взгляд, обусловлено снятие санкций?
- Думаю, что здесь действовали два фактора. Первый – рутинная бюрократическая процедура. Дело в том, что уже не в первый раз европейские политики освобождают от санкций тех белорусских чиновников, ушедших со своих должностей, принадлежность к которым стала поводом для санкций. Если человек перестал работать на должности, во время нахождения на которой в отношении него ввели санкции, значит санкции снимаются.
Второй момент – внешнеполитический. Здесь важно время, в которое принято данное решение. Санкции принимаются на год и в октябре заканчивается срок нынешнего санкционного решения. То есть в октябре можно было бы спокойно отменить запрет на въезд в ЕС ряда белорусских чиновников. Но решение принято сейчас и в этом – фактор политический. Накануне президентских выборов дан сигнал белорусской власти. Дескать, смотрите, мы сделали шаг на встречу, теперь мы ждем такого же шага от руководства Беларуси и президентские выборы вы должны провести в соответствии с европейскими стандартами. То есть в данном решении есть и бюрократический и политический фактор, связанный с президентскими выборами в нашей стране.
- А что же тогда с вопросом политзаключенных?
- Что касается освобождения политзаключенных, то тут трудно делать какой-то прогноз. Я думаю, белорусские власти рассматривают вопрос освобождения политзаключенных как козырную карту в игре, которую Минск ведет с Западом. Данная карта должна быть положена на стол в какой-то принципиально важной ситуации. То есть за освобождение политзаключенных Запад должен заплатить серьезным товаром. Например, им может быть кредит МВФ. Но это – гипотеза.
- Но что ожидает Запад от белорусских выборов?
- Нынешний этап размораживания отношений, нынешний этап диалога между Беларусью и Западом принципиально отличается от того этапа взаимодействия. Который был в 2008-2010 годах. Тогда размораживание отношений Беларуси с Западом сопровождалось либерализацией внутриполитической ситуации. Сейчас такого нет. И это – принципиальная разница между тем, что было раньше и что происходит сейчас. Думаю, что главная причина такого подхода – геополитика и украинский кризис.
- Может ли такое произойти, что после выборов санкционный список Запада еще больше сократится, а ситуация в стране никак не поменяется?
- Я думаю, он сократится. Хотя бы по причине того, что многие чиновники, ранее работавшие на определенных должностях, сейчас этих должностей лишились.