Об этом заявил научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук в ходе прошедшей 23 сентября презентации конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором». Данная конференция состоится 3-4 ноября 2015 г. в рамках Кастрычніцкага эканамічнага форума.
По словам Дмитрия Крука, с 2009 до 2014 годы включительно дизайн макроэкономической политики существенно отличался от нынешнего. В частности, происходило искусственное стимулирование инвестиционных расходов, велась относительно мягкая монетарная политика, действовал фиксированный обменный курс. Сегодня же в Беларуси искусственное стимулирование доходов ограничено, директивное кредитование сокращается, введен плавающий валютный курс.
То есть Беларусь на протяжении предшествующих шести лет игнорировала рекомендации МВФ, а теперь стала прислушиваться.
На взгляд экономиста, новый дизайн экономической политики снижает традиционные угрозы макроэкономической стабильности. В частности, дефицит текущего счета будет приемлемым (наиболее вероятно, в пределах 3% от ВВП). При этом проблема переоцененности курса перестала быть актуальной. Кроме того, в 2015-2016 будет сохраняться тренд на замедление инфляции, а дисбаланс сбережений и инвестиций будет снижаться.
Вместе с тем, в ходе презентации Дмитрий Крук отметил, что исчезновение прошлых проблем не означает, что не появились новые.
Среди них – воздействие ухудшившейся среды долгосрочного роста. Естественная процентная ставка ощутимо снизилась. По словам экономиста, проблемным является то, что потенциал роста экономики очень маленький и то, что ранее накопленный капитал был неэффективно перераспределен. Таким образом, в Беларуси возникла, как подобную ситуацию называет глава ФРС США Бен Бернанке, угроза вечной стагнации.
Также проблемой является наследие прошлых ошибок. Следствием этого являются высокие и неустойчивые инфляционные ожидания, устойчиво высокий уровень реальной и финансовой долларизации, низкий уровень международных резервов, а также относительно высокий уровень государственного долга. Как пояснил Дмитрий Крук, данный уровень, разумеется, не такой как у Греции, но этот долг – фактически расплата за предшествующий период белорусского благополучия.
В результате ошибки прошлого обусловливают устойчиво высокие реальные процентные ставки денежного рынка, низкую эффективность монетарной политики и ее ограниченность в инструментах, высокую чувствительность номинальных переменных (цен, ставок, обменного курса) к действиям Нацбанка Беларуси, сужение поля для маневра в рамках фискальной политики.
Среди проблем - уязвимость и потенциально высокий уровень системного риска в финансовом секторе. Данная уязвимость банковского сектора к шокам особенно опасна на фоне рецессии и роста проблемной задолженности. При этом существует угроза быстрого распространения проблем отдельных банков на всю финансовую систему страны.
На презентации Дмитрий Крук описал, чем чреваты данные проблемы.
Во-первых, выход из белорусской рецессии, по всей вероятности, будет достаточно продолжительным.
Во-вторых, белорусская экономика очень уязвима для внешних шоков. То есть арсенала, для того, чтобы противостоять различным ценовым обвалам на внешних рынках, у Беларуси нет.
В-третьих, заместить недостаток монетарного стимулирования фискальным сегодня не представляется возможным.
А что с этим счастьем делать – предстоит обсудить профессионалам в ходе предстоящего Кастрычніцкага эканамічнага форума.