Белорусские хоккеисты на Олимпиаде в Ванкувере показали себя не лучшим образом, несмотря на утверждения тренера Михаила Захарова, что выступление было успешным.
Нужно более качественно подходить к таким ответственным мероприятиям, тем более что достойных хоккеистов у нас хватает, считает Анатолий Беляев, директор минской Спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва (СДЮШОР). Свое видение о настоящем и будущем белорусского хоккея специалист рассказал в студии TUT.BY.
-- Закончилась Олимпиада в Ванкувере, белорусская хоккейная сборная не играет больше недели, и эмоции уже улеглись. Какие впечатления у вас остались относительно игры наших хоккеистов?
-- Все мы с трепетом ждали этой Олимпиады. После паузы с 2002 года все белорусские болельщики ожидали неплохой игры от нашей олимпийской сборной.
К сожалению, те ожидания, которые были у нас, не оправдались, но, тем не менее, получили то, что получили. Надо задуматься на будущее, так как еще предстоит квалификация. Можно, конечно, полагать, что такие результаты были из-за отсутствия двух ведущих игроков, но, на мой взгляд, нужно более качественно подходить к подготовке и комплектованию команды на такие серьезные мероприятия, как Олимпийские игры.
Я знаю, что и в других олимпийских сборных тоже отсутствовали игроки, но это не было катастрофично для команд. У нас есть хоккеисты, поэтому, я думаю, нужно качественнее готовиться к такого рода мероприятиям.
-- Как вы оцениваете саму игру, то, что мы в два-три раза уступали каждой команде по броскам?
-- Я думаю, не совсем корректно было бы увязывать неудачи наших хоккеистов с временным фактором – сборная уехала довольно ко времени, тем более что была подготовка прямо на месте. Другое дело, что на сегодняшний день уровень подготовки нашей команды не позволяет показать результат лучше. Конечно, во время игр ребята набирались опыта, но все время им чего-то не хватало: иногда опыта некоторых наших участников, часть игроков не совсем восстановились после травм, которые их преследовали в чемпионате. Был ряд факторов, которые помешали нашим ребятам попасть даже в восьмерку.
-- Тренер сборной Михаил Захаров считает, что наша сборная выступила удачно. Можно ли так говорить, учитывая то, что не была выполнена даже задача-минимум?
-- Трудно судить о том, кто как считает. Если Захарову доверили олимпийскую сборную, то ему ставилась соответствующая задача, с учетом которой сборная готовилась и комплектовалась. Если принимать во внимание его понятия и взгляды, значит, сборная выступила удачно. Если задача не выполнена, делаются соответствующие выводы не только болельщиками, но и специалистами. Правильно Захаров сказал на одном из послеигровых интервью о том, что его работу будут критиковать. Ну, а как же не критиковать? Все критикуют: плохо выступаешь, значит, отвечать нужно. Тренер всегда нес ответственность за своих игроков, как бы то ни было.
-- У Михаила Захарова была идея больше привлекать и к чемпионату, и к минскому «Динамо» игроков из России с целью их дальнейшей натурализации. Насколько это оправданно? Неужели у белорусского хоккея нет другого выхода?
-- Во всем мире клубные команды комплектуются за счет легионеров. От нанятого в клуб тренера требуют результат, и если он заинтересован в том, чтобы к клубу проявлялся интерес, чтобы рос уровень местных команд, во всем мире приглашаются легионеры. Но для развития национальной сборной нужно воспитывать своих игроков, и для этого в Беларуси есть все необходимые условия. Я могу ответственно заявить, что в каждом городе, где по команде Лукашенко построены катки, есть уже звездочки, которых нужно беречь, лелеять и взращивать. Поэтому нужно искать и воспитывать своих спортсменов, тем более что они есть.
-- Сейчас обсуждается вопрос о натурализации нападающего Джеффа Платта. Может быть, действительно, стоит привлекать иностранных игроков, пока не выросли свои? Тренерский штаб сильно ратует за это.
-- Надо отдать должное, что на сегодняшний день благодаря работе Федерации хоккея, проведению всевозможных мероприятий на высшем уровне, в «Минск-Арене», уровень Беларуси и белорусского хоккея достаточно высок. Ту планку, которая сейчас существует, нужно удерживать и делать все необходимое, чтобы подтверждать уровень не только хоккея, но и в целом спортивной Беларуси. Если кто-то на определенных условиях согласится участвовать в матчах за нашу сборную – зачем отказываться? Это будет резонно, если уровень Беларуси в спорте не будет опускаться.
Я был участником Олимпиады-2002, и счастлив, что в Ванкувере белорусская сборная завоевала три медали трех степеней – это тоже хорошее достижение. И, заметьте, взяли их не легионеры, а наши ребята. Поэтому сейчас необходимы все условия для того, чтобы развивались все виды спорта.
-- В самых удачных для Беларуси олимпийских годах – 1998, 2002 – команды состояли практически целиком из белорусов. Сейчас мы видим, что треть команды составляют легионеры, и при этом результат уже не тот. Как можно объяснить эту ситуацию?
-- Мне трудно объяснить этот нонсенс. Сейчас практически у каждого более-менее значимого спортсмена есть возможности уехать за пределы страны. Но посмотрите на российскую сборную: казалось бы, такие звезды, но в итоге выходит, что трех-четырех звезд в составе команды недостаточно для того, чтобы показать результат и занять достойное место.
Можно взять заокеанских хоккеистов, хотя многие говорят: «Мы сами, сами…». Там работа поставлена совсем по-другому: кроме хоккеистов, которые играют в составе, еще целая армия стоит в очереди, чтобы попасть в эту сборную. Причем эти желающие ничуть не хуже по уровню и обучению.
-- Накануне Олимпиады были изменения в нашем тренерском штабе, когда ушел Глен Хэнлон, пост председателя Федерации покинул Владимир Наумов. Насколько эти изменения повлияли на результат?
-- Федерация сделала довольно много: за восемь лет работы практически в одном и том же составе прогресс в развитии и достижений белорусского хоккея очевиден. Конечно, внезапные изменения и передвижения бесследно не проходят, но мне трудно все это прокомментировать. Как случилось, так случилось.
-- Вы от имени СДЮШОР поддержали Юрия Бородича как идеального кандидата на пост председателя. Как вы считаете, почему он не согласился возглавить этот пост, и кто помимо него может работать на этой должности?
-- Федерация приглашала на отчетно-выборочную конференцию, на которой было решено предложить кандидатуру возможного председателя. С учетом того, что Юрий Федорович уже был председателем Федерации хоккея, и именно с той поры начинался прогресс нашей сборной, мы посчитали целесообразным для нормальной работы Федерации предложить человека, который стоял практически у истоков и знает не понаслышке не только спорт в целом, но и хоккей в частности.
-- Сейчас наиболее часто обсуждаемый кандидат на пост председателя Федерации хоккея – Евгений Ворсин. Как вы оцениваете его?
-- Я считаю, что если Федерацию возглавит хоккеист, это будет достижением, тем более я знаю Евгения Николаевича как опытного хоккеиста. Я думаю, этот человек прекрасно понимает, что надо делать и предпринять для того, чтобы исправить ту ситуацию, в которой мы все вдруг оказались. Я знаю любовь Ворсина к нашей стране, его преданность своему делу, и его опыт может сказаться только положительно для того, чтобы Федерация четко и конкретно выполняла свои функции, помогла и поддержала те начинания, которые когда-то были заложены.
-- На очередной конференции будут подводиться итоги Олимпиады, и будет решаться вопрос о продлении контракта с Михаилом Захаровым. Как вы считаете, какое решение будет принято, учитывая результаты и то, что до чемпионата мира осталось не так много времени?
-- Мне трудно судить о том, как будут проходить выборы нового тренера. Сама конференция покажет, как это будет происходить и кто будет оценивать.
-- А как полагаете именно вы? Следует ли оставить Захарова до чемпионата мира или пора принимать какие-то серьезные решения и искать нового наставника для сборной?
-- Если еще раз ему доверят сборную, значит, сочтут это целесообразным. Если были допущены ошибки в комплектовании, значит, надо их исправлять. Но насколько я знаю историю, если сборную постигают неудачи, всегда искали другого специалиста на эту должность. Все зависит от руководства. Я знаю реакцию президента России по поводу выступления спортсменов, когда он сказал, что руководителям нужно писать заявление об увольнении, и это, я думаю, логично. Если я не буду справляться с обязанностями, которые возложены на меня как на директора школы, значит, найдутся более достойные и профессиональные люди. Нужно к своему делу относиться очень ответственно.
-- Несколько лет, начиная с 2005 года, со сборной работали иностранные специалисты, и довольно успешно: сборная поднялась с тринадцатого на восьмое место в рейтинге. Может быть, стоит продолжить этот курс и искать тренера за рубежом?
-- Все страны пользуются услугами иностранных специалистов, создают соответствующие условия для их работы. Может быть, нужно подумать о том, нет ли у нас своих специалистов, которые могут серьезно взяться за подготовку спортсменов к следующей Олимпиаде. Еще будут различные турниры, в которых можно отыскивать спортсменов, кандидатов в сборную. У нас есть юниорская, молодежная сборная, и замечу, в каждом возрасте, в каждом клубе есть звездочки. Причем не один, а три-четыре мальчика. Поэтому если сегодня грамотно, четко организовать селекционную работу внутри страны, я думаю, можно создать хорошую, полноценную детско-юношескую команду и проводить с ребятами учебно-тренировочные сборы и соревнования.
-- К сожалению, не всегда удается удержать молодые звезды в Беларуси. Например, Остапчук решил выступать за Россию, Дриндрожик сейчас в «Спартаке», и пока неизвестно, согласится ли он вернуться. Чем можно удержать игроков в нашей стране?
-- Я думаю, новый состав Федерации должен решить, как правильно вести такую работу. На сегодняшний день по всем возрастам нужно создать детские сборные, чтобы даже самый маленький мальчишка знал, что он по своему мастерству может включаться в мини-сборную Беларуси. Тогда будет ответственность, стремление, желание, возникнет элемент конкуренции. Должен появиться стимул попасть в эту сборную, а для этого нужно постепенно с малого возраста приучать ребят к майке национальной сборной, к развитию имиджа Беларуси, верности ей. Нужно находить рычаги, чтобы удержать этот потенциал, это достояние.
Родителям, которые в своих детях видят Буре, Федорова, стремятся к тому, чтобы их дети выступали в России, нужно понимать, что дети там сразу же теряются, растворяются в общей массе. Россия – огромная страна, и она крепка тем, что если мальчик талантлив, он обязательно будет играть в юношеской, молодежной, национальной сборной. Но любовь, верность, желание защищать честь республики нужно прививать с детства.
-- Обычно тренеры, собирая состав на турниры, говорят, что за сборную должны играть 23 сильнейших хоккеиста. Может быть, есть резон приглашать и двух-трех молодых игроков, включать их в сборы, чтобы они набирались опыта?
-- В этом, действительно, есть резон. Конечно, не сразу на такие серьезные мероприятия, как чемпионат мира, Олимпийские игры, хотя если спортсмен очень талантлив, можно пользоваться такими моментами. Но, в любом случае, талантливых, отобранных игроков, которые могут быть рекомендованными тренерским советом Федерации, профессионалами, нужно смело внедрять в сборную, которая проводит очень много товарищеских игр и турниров. Этот элемент подготовки и поиска обязательно должен быть.
Был момент, когда рядом с Владимиром Крикуновым, перешедшим в Минск из рижского «Динамо», Сафонов поставил Микульчика, и на следующий год получился великолепный, талантливый хоккеист. Поэтому такие методы нужно смело внедрять и использовать. Мальчишек талантливых хватает во всей Беларуси.
-- Как вы оцениваете период развития нашего хоккея под влиянием северно-американского вектора, а конкретно, руководство Глена Хэнлона?
-- Мне трудно отвечать на такие вопросы, потому что с 2002 года я вплотную занимаюсь только детско-юношеским хоккеем. Не проходит мимо учебно-тренировочный процесс, так как наша школа располагается рядом с Дворцом спорта, где базировались хоккеисты, и у меня в свободное время была возможность наблюдать за тренировками. Любой тренер талантлив по-своему и требует от игроков качественное выполнение упражнений, но принцип подготовки хоккеистов практически везде одинаков. Проблема только в исполнении.
-- У западных тренеров можно многое взять на вооружение: там в команде работают пять специалистов, и каждый отвечает за что-то свое. У нас же на сегодняшний день в школе один-два тренера, а мальчишек много. Когда успеть все сделать? Возможно, тренеров также отталкивают невысокие зарплаты в детско-юношеских школах?
-- Это отдельный разговор. Я могу сказать, что есть и директива Лукашенко, есть и положение, но из моей школы тренеры уезжают в клубы, так как там зарплаты выше, чем у тренеров-бюджетников. Но даже несмотря на небольшую зарплату, если человек любит свое дело, он будет работать, чтобы его увидели, оценили талант и тренерские возможности.
Всем своим тренерам я говорю, что начинается конкуренция не только среди игроков, но и среди тренерского корпуса, и это тоже немаловажно.
-- Сейчас много разговоров ведется о включении второй белорусской команды в Континентальную хоккейную лигу. Есть ли в этом смысл? Какую пользу принесло минскому «Динамо» участие в этом чемпионате?
-- Однажды человек задал вопрос: «Как мне жить, когда у меня пять детей в семье?». Ему ответили: «А зачем рожать, если ты не в состоянии их вырастить?». На сегодняшний день на примере одной нашей команды в КХЛ, команды, которая не является там лидером и не составляет конкуренцию, можно сказать, что одной команды достаточно для того, чтобы представлять в этой лиге Беларусь. Зачем разводить нищету? Мне кажется, одной команды, хорошо укомплектованной, будет достаточно.
-- Некоторые считают, что вы несколько оптимистично относитесь к развитию детского хоккея, так как результаты команд оставляют желать лучшего. Он отмечает, что без канадских и американских технологий наш хоккей практически обречен.
-- Я думаю, не нужно относиться к хоккею так трагично. Да, сейчас много проблем, детско-юношеский хоккей нужно поставить на очень серьезные рельсы. Каждый клуб обязан выполнять свои обязательства перед детьми: у каждого есть ребенок, и если сейчас не любить их так, как они этого достойны и требуют, о каком будущем взрослого хоккея можно говорить?
Технологий сегодня предостаточно. Раньше, в бытность ЦСКА, Тарасов и Чернышов использовали все, необязательно какие-то определенные технологии. Сегодня в парке Горького есть все возможности, чтобы любой тренер организовал детскую тренировку, по всему периметру Свислочи сделаны велосипедные трассы. Существует масса объектов и масса возможностей, другое дело – как правильно ими пользуются. А технологии одни: коньки, клюшка, шайба и умение тренера увидеть, с кем надо работать и кого обучать. Плюс любовь тренера и игроков к своему делу.
-- Кто из белорусских тренеров сейчас заметно прогрессирует?
-- На сегодняшний день бок о бок с заокеанскими тренерами работают Андриевский, Цыплаков, Занковец, Олег Микульчик. Как бы там ни было, но у Захарова приличный опыт.
За тренерами, которые находятся в первенстве Беларуси, я не успеваю прослеживать: они год тут, год там, они постоянно движутся по командам.
Тренеры, которых я назвал, более-менее современны, обучены, прошли практику. Молодым тренерам, тому же Алексееву, наверное, не хватает опыта, но они показывают, что могут работать. Тенденция такова, что мы порой боимся ставить молодых ребят в команду, но они показывают, что умеют и могут работать. Тренеры есть, главное, как сказал Захаров, чтобы там были профильные специалисты.