Никаких перемен в Беларуси не происходит.
Так полагает литовский политик, консерватор Эгидиюс Варейкис. В интервью charter97.org он отметил, что в Беларуси ничего не изменилось для того, чтобы можно было бы менять санкционную политику в отношении этой страны. По его словам, Беларусь на фоне Украины отошла на второй план.
- Как в оцениваете решение ЕС о приостановке санкций в отношении Беларуси?
- Я встретил эту новость неоднозначно. Я, конечно, против. В Беларуси ничего вообще не изменилось и если мы наметили поддержание санкций, значит мы должны этого держаться. Это мое мнение. А если подумать, почему так европейцы решили, то сейчас, как это не было бы больно и прискорбно, Беларусь отошла на второй план. Украина и беженцы, никто уже не говорит, что Лукашенко — последний диктатор Европы, есть диктаторов больше... Сейчас опять появились разговоры о том, что нужно принять Беларусь в Совет Европы. Лично думаю, что это решение (о приостановлении санкций) неправильное.
- Вы говорите, что Беларусь отошла на второй план. Есть ли у европейцев сейчас вообще какая-то политика в отношении Беларуси? Нет ли опасности при налаживании так называемого диалога наступить на те же грабли, что и раньше?
- Опасность есть. Лукашенко ведет свою игру с Европой. Когда он только скажет что-нибудь против России, то все сразу начинают говорить: Беларусь — хорошая страна, с ней нужно дружить, подойти к ней прагматично, не такая там, может быть, уже и страшная диктатура. Такие мнения есть. Я думаю, что это очередная ошибка. Я, как и многие европейцы, желаю, чтобы эта диктатура каким-то образом превратилась в демократию без кровопролития и радикальных изменений. Все желают, чтобы это было нетрудно. Но от того, что санкции будут упрощены, экономическое положение этой страны не изменится, не улучшится, а моральное лицо Европы, конечно, будет испорчено.
- Как события в Украине повлияли на политику ЕС в отношении Беларуси?
- Повлияло в том смысле, что Украина стала более важной проблемой,чем Беларусь. Мало кто говорит о том, что хочет, чтобы Беларусь была на Западе. Этого я хочу, но немногие настолько решительны. Насчет Украины больше людей придерживается мнения, что она может стать частью западного мира. Так что к Украине внимания больше...
- Но Лукашенко умело использовал события в Украине в свою пользу...
- Да, конечно, и не только на выборах. Лукашенко использовал cам факт того, что перемирие в Украине обеспечено минскими соглашениями.
- Вам не кажется, что Лукашенко испугался того, что произошло в Украине?
- Я думаю, что жизнь Лукашенко вообще не такая уж и спокойная. Он всегда чего-то боится, но испугался ли он на конкретном примере, я не знаю. Ему, конечно, не спится хорошо, когда на Украине происходят такие события.
- За последние годы в Литве тема Беларуси публично активно не поднимается, как среди политиков, так и среди руководства страны, хотя это сосед, важный сосед и с экономической точки зрения. Лишь в связи с последними «выборами» были высказывания. Почему в Литве наблюдается отсутствие публичного интереса к своему соседу?
- Мнение таких людей как я в Литве о Беларуси не изменилось, ничего нового сказать об этом мы не можем, как и нам никто ничего нового не говорит. Власти Литвы придерживаются формально позиции, что Беларусь — это диктатура, неправильная страна, но это наш сосед и если в Беларуси все происходит тихо (а это происходит тише, чем в России,), то это уже не так плохо. Так что некоторые политики просто спят спокойно и рады тому, что там ничего не происходит, для нас это неплохо и мы живем своей жизнью в ЕС и НАТО. Я думаю, что это позиция неморальная, но, увы, такая позиция есть.
- Но вроде бы поводы для беспокойства есть. Планы военной базы, к примеру.
- Это, возможно, цинично, но мы иногда говорим, что по поводу баз нужно разговаривать с Москвой. Лукашенко здесь не имеет никакого слова.