Только 3 страны из 26-и стран СНГ и Восточной Европы показали во II квартале 2015-го минусовую динамику ВВП. Это Беларусь, Россия и Украина. Падение экономики в этих странах - последствия российско-украинского конфликта, выраженные по-разному: для Украины - последствие событий начала 2014-го на Майдане, вооруженного сепаратизма и российской агрессии на ее территории, для России - последствие санкций и падения цен на нефть, для Беларуси - последствие сужения импортоемкости российского рынка. В большинстве же остальных стран - последовательное развитие.
Однако в долларовом эквиваленте номинальный размер ВВП почти всех стран сократился, что вызвано дефляционными процессами (особенно на нефть и нефтепродукты) и падением их национальных валют, а также евро, к укрепившемуся за последний год доллару. В результате - долларовая дефляция как единственная причина падения $-эквивалента «плюсового» ВВП.
Динамика реального ВВП
По данным Белстата, в Беларуси во II квартале 2015-го создан валовый внутренний продукт на Br217,2 трлн, что в сопоставимых ценах на 4,5% меньше, чем во II квартале 2014-го. Это самое значительное квартальное снижение с 90-х годов. Последние годы динамика ВВП намного хуже, чем была в 00-х годах.
С 2015-го же пошли строго минусовые значения, что во многом связано с ситуацией в России: падение цен на углеводороды, вызвавшее сокращение притока «нефтедолларов» и ослабление Rr-рубля, а также санкционные ограничения ввоза кредитного капитала, привели к сужению импортоемкости российского рынка - основного рынка белорусских товаров, падению цен на этом рынке.
Рис.1. Квартальные значения динамики ВВП Беларуси за 10 последних лет
При этом белорусские власти говорят о каком-то «мировом кризисе», из-за которого, якобы, и падает уровень жизни жизнь белорусов, хотя по всем остальным странам не видно признаков стагнации, а «ареал минуса ВВП» ограничивается лишь Беларусью, Россией и Украиной.
Даже страны Балтии и Польша, которые должны были пострадать больше всех от введенного Россией против них продовольственного эмбарго, отказав им в значимом для них импорте товаров продовольственной группы, показывают плюсовую динамику реального ВВП.
Рис.2. Изменение ВВП стран СНГ и Восточной Европы в сопоставимых ценах за год (динамика реального ВВП), II квартал 2015-го года к II кварталу 2014-го, +/- %
А со спокойного 2013-го, еще до начала украино-российских осложнений, приведших к ощущению нестабильности в европейском регионе, до падения цен на нефть, у большинства стран ВВП вырос в реальном выражении еще больше. Из европейских стран стало хуже - только у Сербии и Хорватии, и то лишь до пороговых значений.
То есть говорить о каком-то «мировом экономическом кризисе», или даже «европейском» нет никаких оснований. Кризис только в Беларуси, России и Украине, и связан, конечно, с событиями в Украине. На другие страны (кроме нефтегазовых) эти события никак экономически не повлияли.
Рис.3. Изменение ВВП стран СНГ и Восточной Европы в сопоставимых ценах за 2 года (динамика реального ВВП), II квартал 2015-го года к II кварталу 2013-го, +/- %
Динамика ВВП в $-эквиваленте
Зато в долларовом эквиваленте ВВП II квартала почти всех указанных стран сильно снизились по сравнению с таким же прошлогодним показателем. Выросли только $-эквиваленты ВВП Казахстана и Армении, ну и Кыргызстан показал небольшое падение. «Минус» же остальных - двузначная цифра, несмотря на рост реального, материального, ВВП.
Рис.4. Изменение номинального ВВП в $-эквиваленте, II кв. 2015 года к II кв. 2014 г., +/- %
Такая динамика объясняется падением курсов местных валют (в т.ч. евро) к доллару за период последних 4-х кварталов (за некалендарный год), когда процент ослабления валюты превысил процент номинального прироста ВВП, его абсолютного значения в текущих ценах. Казахстан же ослабил свой тенге еще в начале 2014-го, а падение армянского драма и кыргызского сома было значительно меньше, чем прирост номинала ВВП.
Евро к доллару за последние 4 квартала упал на 19,4% (среднеквартальный курс $/? во II квартале 2014-го - 1,3711, а во II квартале 2015-го - 1,1053, данные ЕЦБ). Соответственно, больший. чем этот процент падения $-эквивалента ВВП означает падение ВВП и в ?-эквиваленте.
Среди государств ЕС восточноевропейского региона таких нет. Только в 5-и странах курс их валют упал к евро на больший процент, чем прирос номинал их ВВП. Среди них и Беларусь: евро вырос в Br-рублях на 16,6%, а номинальный ВВП в Br-рублях - лишь на 11,6%.
Рис.5. Изменение номинального ВВП в ?-эквиваленте, II кв. 2015 года к II кв. 2014 г., +/- %
Динамика ВВП за многолетний период
За последние 10 лет (за 40 последних кварталов, с III кв. 2005-го по II кв. 2015-го) ВВП Беларуси вырос в реальном выражении на 59,2%, что является одним из лучших значений среди указанных стран, и лучшим среди европейских государств.
Рис.6. Насколько изменился реальный ВВП за последние 10 лет
Этот период включает в себя подъем до пикового 2008-го и мировой экономический кризис 2009-го, когда падению экономики подверглись практически все страны, и который Беларусь прошла лучше многих других стран. Но в последние годы рост замедлился, и в последнем квартале Грузия обогнала Беларусь, а в скором времени это может сделать и Польша.
Рис.7. Динамика реального ВВП Беларуси и некоторых стран за 10 лет, II квартал 2005-го = 100%
Среднее арифметическое поквартальных значений динамики ВВП Беларуси за эти 10 лет (40 кварталов) - +5,0% - лучший процент восточноевропейского региона.
Рис.8. Средняя цифра динамики квартальных ВВП за последние 10 лет
За последние же 5 лет (за 20 последних кварталов, с III кв. 2010-го по II кв. 2015-го) среднее арифметическое значений динамики ВВП Беларуси - +2,6%, здесь Беларусь находится в середине рейтинга.
Рис.9. Средняя цифра динамики квартальных ВВП за последние 5 лет
За это время ВВП Беларуси вырос в реальном выражении на 10,4%. При том, что Польша - на 15,0%, Литва - на 17,7%, Латвия - на 20,2%. Хотя во многом здесь имеет место влияние более глубокого падения этих экономик в период мирового кризиса 2009-го года - низкая сравнительная база.
Рис.10. Насколько изменился реальный ВВП за последние 5 лет