В воскресенье в Польше прошли парламентские выборы, ознаменовавшиеся сокрушительным поражением левых и центристских сил. Все пять партий, прошедшие в парламент, – это политические силы правого толка. Как это скажется на белорусско-польских отношениях?
Вся польская политическая жизнь «развернулась вправо» – именно правые партии теперь полностью займут парламент страны, а значит, и сформируют новое правительство. На парламентских выборах в воскресенье победила, набрав 37,58% голосов, консервативная партия «Право и справедливость» бывшего премьера Польши Ярослава Качиньского (брата президента Польши Леха Качиньского, который погиб в 2010 году в авиакатастрофе под Смоленском).
Второе место с 24,09% набрала либерально-консервативная партия «Гражданская платформа» действующего премьера Эвы Копач. Предыдущие восемь лет партия лидировала на выборах, и сформированное ею правительство очень успешно управляло страной. Настолько успешно, что с 2012 года Польша просто отказывается входить в зону евро. Национальная польская валюта – злотый – оказалась более крепкой и стабильной, чем общеевропейская.
Третье место заняла партия Kukiz'15 с 8,81%. Также в парламент прошли Nowoczesna Polska («Современная Польша») с 7,6% и «Польская крестьянская партия» с 7,55%. По данным экзит-поллов, партия Качиньского должна была набрать немного больше – до 39,1%.
«Еще никогда в истории Польша не была такой благополучной и безопасной, но движение вперед требует не увеличения роли и доли распорядителей чужого, а наоборот – раскрепощения человека, создание мощных институтов экономической свободы, – пишет директор «Центра Мизеса» Ярослав Романчук. – Борьба за это предстоит нешуточная, но это открытая, законная, признанная всеми сторонами борьба идей, людей и организаций. Это не белорусская модель «я начальник – ты дурак». Это демократия со всеми ее преимуществами и изъянами».
Напомню, что в июне нынешнего года в Польше на президентских выборах неожиданно победил Анджей Дуда – также кандидат от «Права и справедливости». Однако Польша – президентско-парламентская республика, в ней роль президента относительно невелика. В частности, премьер-министра назначает не президент, а парламентское большинство.
Возникает закономерный вопрос: как теперь будут развиваться белорусско-польские экономические отношения? И прежде всего – двусторонняя торговля. Ведь не секрет, что польские правые (и как раз прежде всего ПиС), мягко говоря, скептически относятся к белорусской социально-экономической модели.
«Экономические отношения наших двух стран, в общем-то, мало зависят от политики. Есть обоюдный интерес, и это гарантия того, что они по-прежнему будут развиваться, – сказал БДГ Анджей Почобут, белорусский корреспондент Gazeta Wyborcza. – Однако это не будет приоритетным направлением для польского правительства. Думаю, тут более актуальным может быть украинское направление, если там, естественно, нормализуется ситуация».
Судя по всему, в ближайшие лет пять коренных переломов в белорусско-польских экономических отношениях не произойдет – ни в лучшую, ни в худшую сторону. Чего нельзя сказать об отношениях политических – к власти в Варшаве пришли сторонники максимально жесткого курса в отношениях с официальным Минском.