Районные власти без причин отнимают земли у инвесторов и передают их хозяйствам-соседям, у которых имеются грубые нарушения.
С минувшего года в стране упрощена процедура продажи сельскохозяйственных предприятий. Главная цель — приватизация неэффективных хозяйств. ОАО «Агро–Заречье» в Каменецком районе было продано на бирже еще в 2012–м. За большие деньги купившая контрольный пакет акций иностранная компания «Инко–Фуд» со временем рассчитывала получить максимальную отдачу в уверенности, что сельское хозяйство может быть высокорентабельным. Однако инвестиционные проекты тормозятся. В нынешнем году немалые силы были потрачены на возврат земель, которые Каменецкий райисполком неожиданно изъял, чтобы передать соседним хозяйствам.
У инвестора возник резонный вопрос: а стоило ли все затевать? В брестский корпункт «СБ» обратились представители «Инко–Фуда». С обидой, которая накопилась. От них требуют показателей — здесь и сейчас. По мнению бизнесменов, долгосрочные проекты не могут сразу приносить результат. Директор акционерного общества Александр Сильванович встретил на крыльце правления хозяйства, где недавно закончен ремонт: — Райисполком необъективно оценивает нашу работу. Нас считают хозяйством–изгоем, не способным работать, хотя у нас прибыль — почти 5 миллиардов рублей за прошлый год.
В свое время «Агро–Заречье» брало кредиты под высокие проценты, выплаты зарплаты задерживало. В агрогородке Войская люди жили в построенных по программе развития села домиках... без прописки, потому что бывшее руководство не удосужилось изготовить техническую документацию.
Председатель наблюдательного совета ОАО «Агро–Заречье» Михаил Грода приводит цифры, которые должны свидетельствовать о переменах к лучшему:
— В развитие общества инвестировано более 16 миллиардов рублей. Ведется реконструкция трех молочно–товарных ферм с изменением технологии содержания скота, закуплена новая сельхозтехника. Мы погасили 2,5 миллиарда бюджетных ссуд, выданных в 2000 — 2009 годах. По бюджету у нас долгов нет. Зарплату выплачиваем вовремя.
Александр Сильванович дополняет:
— Приняли предприятие с проблемами в животноводстве. Девять молочно–товарных ферм технологически были изношены настолько, что наладить там нормальное производство невозможно. В реконструкцию зданий ферм вложено около 5 миллиардов собственных денег. Никаких кредитов не брали. Никакой помощи от государства не получали. Да, закрыли три старые фермы. Но провели модернизацию на ферме в Русило. Ежегодный удой от коровы не превышал 3,5 тысячи литров, а в этом году будет 4 тысячи. Почти 18 процентов молока продаем сортом «экстра». Меняем структуру работы в животноводстве, восстанавливаем кадры, закупаем технику для кормления скота. Самостоятельно думаем, самостоятельно принимаем решения по модернизации, внутренней системе работы. Нас один показатель интересует: экономика предприятия, а не производственные показатели, которые можно взрастить, выбиться в лидеры, но при этом иметь отрицательную экономику.
Весной нынешнего года появилось неожиданное для инвесторов решение районных властей об изъятии более 600 гектаров у «Агро–Заречья», работа которого по использованию сельхоз земель оценена райисполкомом как низкоэффективная. Но грубые, по мнению прокуратуры Брестской области, нарушения в части использования земель со стороны хозяйств–соседей, которым и предназначались отнимаемые у «Агро–Заречья» поля, райисполком почему–то не заметил.
Михаил Грода обращает внимание на особое отношение к хозяйству:
— Еще в декабре 2014 года райисполком принял решение о формировании фонда перераспределения земель. В него вошли исключительно земли «Агро–Заречья». Почему?
Хозяйство не согласилось с решением и обратилось за помощью в областную прокуратуру. Та выявила многочисленные нарушения при подготовке документов, направленных на изъятие земель, и в июне внесла в райисполком представление. Председатель райисполкома Андрей Писарик выразил в ответ свою точку зрения, написав, что ничего не будет отменять, потому что это не исправит положения в «Агро–Заречье». Отчего такое неверие в инвестора?
По утверждению руководства «Инко–Фуда», непонимание началось с того, что райисполком лоббировал на должность директора хозяйства своего человека. Но собственник назначил руководителем Александра Сильвановича и его работой доволен. Михаил Грода отвез меня на ферму в Перковичи, строительство которой начато в 2010 году, а потом брошено. За «разбазаривание» бюджетных средств никто не ответил. Директор Виктор Мазько, при котором все началось и затормозилось, теперь руководит другим хозяйством в Каменецком районе.
По словам Михаила Гроды, новые хозяева намерены довести ферму до ума:
— Мы обращались с просьбой включить нас в госпрограмму развития молочной отрасли для завершения реконструкции. Другим выделяются кредитные ресурсы, нам — нет. Но мы ведь тоже работаем на развитие страны! И эту ферму достроим. Найдем средства. К слову, «Инко–Фуд» совместно с инвестиционной компанией «Юнитер» и польско–белорусской торгово–промышленной палатой разработали стратегию развития ОАО «Агро–Заречье» до 2020 года и подписали договор о намерениях по открытию кредитной линии на сумму свыше 5 миллионов евро для приобретения энергонасыщенной сельхозтехники, строительства и реконструкции молочно–товарных ферм, закупки племенного скота. Инвестор не опускает руки. Но сумеет ли отстоять свои позиции?
Александр Кулич, начальник отдела прокуратуры Брестской области:
— Прокуратура области по поручению Генеральной прокуратуры провела проверку обращения ОАО «Агро–Заречье». Выявлены многочисленные недостатки и упущения в работе специалистов Каменецкого райисполкома при подготовке решений, направленных на изъятие земельных участков. При наличии несогласия со стороны сельхозпредприятия руководство района не посчитало возможным обсудить вопрос об изъятии на заседании исполкома коллегиально, с участием представителей «Агро–Заречья». Прокуратура предложила отменить решение «О формировании фонда перераспределения земель» и решить вопрос об ответственности должностных лиц.
Андрей Писарик, председатель Каменецкого райисполкома заявляет:
— Решение «О формировании фонда перераспределения земель» может отменить или суд, или председатель облисполкома. А в облисполкоме наши действия поддержали. Мы изымем эти 640 гектаров земель у «Агро–Заречья». И еще изымем 1,5 тысячи, если не прекратят вырезать скот. Там было 7 тысяч голов, сейчас — 5 тысяч.
Валентин Зайчук, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома отмечает:
— Ситуация непростая. Разрешать ее надо в правовом поле — и инвестору, и райисполкому. Раз есть спор, значит, надо действовать через суд.