Почему власти ополчились на провинциальный бизнес?
Ситуация вокруг владельца гродненского холдинга «Биоком» Андрея Павловского может стать очередным тревожным сигналом для отечественных предпринимателей. О местонахождении бизнесмена власти официально не сообщают. Но его задержание фактически подтвердил председатель КГБ Валерий Вакульчик.
Эксперты «Завтра твоей страны» проанализировали возможные причины наступления властей на крупных белорусских бизнесменов.
Под колпаком целые отрасли
Вполне возможно, что дело сенатора Андрея Павловского, а также уголовное преследование учредителей и владельцев брестской компании «Консул» являются звеньями одной цепи. ЗАО «Консул» и ООО «Биоком» - крупнейшие участники белорусского кормового рынка. Владельцев обоих компаний, судя по информации из СМИ, подозревают в уклонении от уплаты налогов. Аналитики не исключают, что спецслужбы попытаются раскрутить «кормовое дело», которое затронет целую отрасль.
В истории белорусского бизнеса уже были подобные прецеденты.
К примеру, в 2006-2009 годах в поле зрения правоохранителей попали импортеры мебели, которые обвинялись в махинациях с растаможкой. Самый известный фигурант этого громкого дела – владелец нескольких салонов элитной мебели Юрий Шатер был осужден на 5 лет «химии».
В 2007-2011 годах похожие дела были возбуждены против некоторых автодилеров. Воспользовавшись нюансами белорусского законодательства, владельцы нескольких автосалонов наладили ввоз в Беларусь автомобилей по заниженным таможенным пошлинам. На скамье подсудимых оказались директор ООО «РиМи Авто» Алексей Гостевский и руководитель СООО «Эмир Моторс» Игорь Крепчук.
Чистка региональных бизнесов
Примечательно, что в последнее время фигурантами большинства громких уголовных являются крупные региональные бизнесмены.
Основные акционеры «Консула»: Виктор Ровков, Михаил Гильман и Леонид Гильман – брестчане, владелец холдинга «Биоком» Андрей Павловский – из Гродно.
В прошлом году были возбуждены уголовные дела против руководителя ЗАО «Политекс Виталия Костогорова, а также против члена «совета республики» и директора Витебской бройлерной птицефабрики Анны Шарейко.
По мнению аналитиков, ранее региональный бизнес не особо привлекал внимание правоохранителей. Но, за последнее время, пользуясь, покровительством местной «вертикали» и государственными льготами, некоторые провинциальные компании разрослись до серьезных национальных масштабов. Поэтому на них стали обращать пристальное внимание сотрудники центральных аппаратов силовых структур.
Война бизнес-кланов
Независимые эксперты отмечают наличие в стране противоборствующих бизнес-кланов. Лидеры этих группировок, пользуясь близостью к высокопоставленным чиновникам, помогают «своим людям» получить доступ к ресурсам, госзаказам, льготам, и (до поры до времени) обеспечивают неприкосновенность.
В последнее время, по сведениям аналитиков, произошло обострение противоречий между несколькими бизнес-группами, сформировавшимися вокруг влиятельных представителей делового мира Беларуси.
Дойная корова для казны
Усиление давления на бизнес эксперты связывают также с экономическим кризисом, в результате которого заметно сократились поступления в бюджет страны из госсектора.
В отчетах контролирующих органов за последний год рапортуется о рекордных количествах выявленных нарушений, выигранных судов, суммах начисленных штрафов и конфискаций в пользу государства.
Параллельно до невероятных размеров разрастается число контролирующих органов. Ранее правом закрывать и штрафовать были наделены около 5 ведомств. С недавних пор такие полномочия даны практически каждой госструктуре.
Вся власть силовикам!
Как отмечают аналитики, в белорусских органах власти -- много бывших и действующих силовиков. Неудивительно, что методиками оперативно-розыскных мероприятий они зачастую подменяют законодательные нормы.
Показательно в этом плане уголовное дело, возбужденное Следственным комитетом в отношении двух сотрудников одного из районных отделов ИМНС по Минску.
Для того, чтобы выслужится перед вышестоящим начальством, они пытались сфабриковать дело по несуществующим нарушениям у двух предпринимателей.