Согласно предварительным данным, в скандал могут быть втянуты как руководители крупнейших белорусских банков, так и первые лица Нацбанка.
Пока даже сложно предположить, какие размеры примет дело. Ведь для махинации, которую заинтересованные лица провернули в рамках страны, были даже специально разработаны и подсунуты белорусскому правителю на подпись два указа, отмечает «Ежедневник».
А началось все достаточно обыденно, когда Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД выявило факты хищения кредитных ресурсов.
Сначала были арестованы руководители нескольких комбинатов хлебопродуктов, которые предоставляли в «Беларусбанк» и «Белагропромбанк» подложные документы о закупках у сельхозпредприятий зерна. Речь шла о десятках миллиардов рублей. Расследование было передано в Департамент финансовых расследований КГК.
Первоначально оперативники ГУБОПиК МВД предполагали, что речь идет о сговоре сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий с целью хищения кредитных средств и улучшения статистической отчетности по валовому сбору зерна. Но уже первые следственные мероприятия показали, что проблема куда глубже, а арестованные просто выполняли указание сверху. Речь идет о прикрытии проблем, которые возникли у банков в связи с реализацией Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы.
В первую очередь эти проблемы связаны с обновлением парка сельхозтехники. Согласно программе, за пять лет сельхозпредприятиям страны за счет кредитных ресурсов белорусских банков должно быть поставлено более 10,5 тыс. зерно- и кормоуборочных комбайнов, 6,4 тыс. современных энергонасыщенных тракторов, 8 тыс. грузовых автомобилей и другой техники. На эти цели банки должны были выделить сотни миллиардов кредитных ресурсов, что и было сделано. И это есть положительный момент во всей этой истории.
Но уже через пару лет у белорусских сельхозпредприятий стали возникать серьезные проблемы с возвратом кредитных средств, за которые покупалась техника. Реальный объем проблемных кредитов сегодня еще подсчитывается. Известно лишь, что проблема приняла такие размахи, что пришлось срочно искать пути ее решения на законодательном уровне. Вот тогда и была придумана и реализована старая добрая схема перекредитовки, которая активно использовалась банками в конце 90-х годов для сокрытия возникших проблем. Только теперь эта схема была возведена в ранг государственной политики, прежде всего для того, чтобы скрыть от президента возникшие проблемы.
Схема заключалась в том, чтобы начать выдавать перерабатывающим предприятиям агропромышленного комплекса крупные кредиты под закупку продукции у сельхозпредприятий. Весь фокус заключался в том, что реально продукция не закупалась, ноденьги перечислялись сельхозпредприятиям и сразу же изымались банками в счет погашения задолженности по прежним кредитам. В результате получалось, что банки, выдавая новые кредиты под фиктивные закупки, за счет их гасили старые и показывали хорошую отчетность. Более того, банки также получали из бюджета компенсацию части процентов по вновь выдаваемым кредитам.
Для реализации этой схемы были разработаны указы Лукашенко №333 от 13 июня 2008 года «О мерах по обеспечению закупки сельскохозяйственного сырья, ягод и грибов урожая 2008 года» и №386 от 21 июля 2009 года «О некоторых вопросах деятельностиорганизаций , осуществляющих закупку продукции растениеводства урожая 2009 года и иной продукции и расчеты за нее». Именно эти документы и запустили всю схему. Сейчас ГУБОПиК МВД проверяет, насколько широко использовались в Беларуси данные указы и сколько выданных банками кредитов были фиктивными. Но в данном случае интереснее другое: кто из лоббировавших принятие данных документов знал их реальное назначение?
По предварительным данным, о реальной подоплеке указов знали и в Минсельхозпроде, и в Нацбанке, и в правительстве.