Что в этой ситуации актуально для Литвы?
Актуальны два вопроса - строительство АЭС и нейтралитет Беларуси, пишет в своем комментарии на портале Lrytas.lt аналитик Центра восточноевропейских исследований Витаутас Кершанскиc (перевод - charter97.org).
Прошедшие менее месяца назад «выборы», по его словам, были лишь еще одним срежиссированным спектаклем. Несмотря на это, Запад на четыре месяца приостановил действующие в отношении властей Беларуси санкции. Так если на белорусском фронте ничего нового, однако как изменилось мышление Запада и какие последствия это может принести Литве?
Витаутас Кершанскиc отмечает, что «западные санкции в небольшими перерывами применялись в отношении Беларуси с 1996-го года, поскольку это выглядело логичным и единственно правильным решением в отношении диктаторского режима».
«Однако с Владимиром Путиным кардинально изменился и курс России, а в ходе периода правления Лукашенко Беларусь не только экономически, но и политически, ментально и в военном плане стала глубоко связанной с недемократической Россией», - отмечает литовский аналитик.
«Ревизионитская политика России в регионе заставила Запада выбирать: или оставить Минск в зависимости от Москвы, или, снизив надежды на изменения в Беларуси, попытаться снизить эту зависимость, - продолжает он. - Сигналов, что Запад выберет последнюю стратегию, было достаточно уже до выборов. Показательное освобождение политзаключенных и неповторившийся сценарий применения силы против протестующих граждан 2010-го года были достаточными аргументами утверждать, что изменения есть».
По мнению Кершанскиса, «нужно понять, что единственной не идеологической, а прагматической целью авторитарного лидера, является остаться у власти».
«До сих пор гарантом этого для Лукашенко была Москва. Однако в последний год, с усиление империалистических настроений в Кремле и действия России на Украине, стали серьезными сигналами для белорусского диктатора», - считает аналитик и отмечает, что «Лукашенко порядком изменил риторику на уровне внутренней политики».
При этом он подчеркивает, что «Запад не верит в перемены в стране, но все все же надеется, что открытость в отношении Лукашенко больше, чем стена тишины, поможет достигнуть определенных результатов».
Что в этой ситуации актуально для Литвы? Отвечает он на этот вопрос так: «Есть два наиболее чувствительных вопроса национальной безопасности: это строительство Островецкой АЭС и вопрос нейтралитета Беларуси».
«Строительство АЭС на берегу Немана идет по сомнительным стандартам безопасности без допуска международных экспертов. В случае несчастья радиация распространится не только по Беларуси, но и по немалой части Литвы, так и в Вильнюсе».
По его мнению, в сложившейся ситуации Литва должна действовать через Брюссель и «стремиться решить этот вопрос с привлечением как можно больше числа партнеров в Европе».
Другой важный аспект, по мысли В.Кершанскиса заключается в том, что «если Россия решит предпринять военные действия против стран Балтии, то их успех по сути будет основываться на позиции Беларуси».
«Для России особенно важно отрезать страны Балтии от других партнеров НАТО, и в стремлении это сделать ей необходимо открыть коридор в Калининград через территорию Беларуси. Вероятно, Запад будет стремиться показать, что нейтралитет Беларуси, а не путь нога в ногу с Кремлем, является «самым правильным» выборoм Лукашенко», - заключает литовский эксперт.