Как заявил «Ежедневнику» на Международном форуме бизнес-юристов заместитель главы Администрации президента и бывший судья Валерий Мицкевич, полностью победить коррупцию невозможно, но можно свести ее к минимуму. Для этого нет необходимости вводить новые ужесточения и ограничения. Нужно максимально ликвидировать условия для ее возникновения.
«Если мы говорим об органах власти и госуправления, то тут можно дистанцировать клиента (заявителя) и чиновника. То есть должен существовать четкий перечень документов, которые бы передавались по электронным средствам связи, чтобы они [чиновник и заявитель] даже не встречались».
Проблема юридической сферы как раз в том, что в ней зачастую этого добиться сложно. В суде должны руководствоваться законом, но итоговое решение основывается в том числе и на субъективном судейском усмотрении. В этом случае свою роль, по мнению Валерия Мицкевича, должен сыграть отбор судей, проверка их не только профессиональных, но и морально-деловых качеств. Хотя тут возникает новый вопрос – хотят ли сегодня достойнейшие юристы становиться судьями. Будучи в прошлом судьей, Валерий Мицкевич все же склоняется к положительному ответу.
«Вопрос правильный, но на него нет однозначного ответа. Может быть, уровень оплаты труда не соответствует. Хотя сегодня большинство судей оценивают этот уровень как достаточный. Но большинство идут все-таки работать судьями именно ради профессии, престижности. Профессия судьи это все-таки высшая ступень развития юриста. Фактор зарплаты не является решающим Идут сейчас и адвокаты в судьи, причем достаточно активно - в последнем указе о назначении судей было два адвоката».
Среди других мер по борьбе с коррупцией, предлагаемых Валерием Мицкевичем – серьезное расширение публичности юриспруденции, в частности в судопроизводстве.
«Мы планируем, что в недалеком будущем все решения судов будут публиковаться в открытом доступе. Естественно, это будет дисциплинировать тех должностных лиц, которые принимают решения – судей, прокуроров, следователей», - рассказал замглавы Администрации президента.
С другой стороны, существует мнение, что порой борьба с коррупцией проходит не совсем справедливо. Немало споров вызывает примечание к 431 статье Уголовного кодекса (дача взятки). Согласно ему, взяткодатель, самостоятельно заявивший о факте взятки, освобождается от ответственности и проходит по делу как свидетель – на скамье обвиняемых оказывается только сам предполагаемый коррупционер.
«Любая норма закона имеет и оборотную сторону, в том числе и это примечание. Возможна и ситуация злоупотребления ее следствием. Но приговоры не могут строиться только на показаниях взяткодателя. Риск есть, но если уберем эту норму, то возникнет вопрос доказывания. А с коррупцией же надо бороться», - считает Валерий Мицкевич.
Но возможна ли ситуация, когда следователь, пользуясь примечанием к 431 статье и следственным экспериментом, умышленно смоделирует условия, при которых нужное лицо будет представлено коррупционером? Валерий Мицкевич считает, что да, но при нормально работе прокуратуры и суда такое практически исключается.
«Существуют механизмы защиты. Основания для оперативно-следственного эксперимента проверяют в прокуратуре и суде. Если их не было – суд выносит оправдательный приговор. Таких примеров, кстати, много».
Однако сегодня о некоторой предсказуемости работы судов говорит статистика. Среди всех приговоров в 2014 году оправдательных было менее одного процента. По мнению Валерия Мицкевича, такие цифры получились благодаря качеству предварительного расследования.
«На этом качестве положительно сказалась реформа следствия, когда мы разделили следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность. Когда следователю приносят материалы розыскной работы, он не заинтересован принимать некачественную работу. Затем прокурор не заинтересован поддерживать в суде обвинение по какому-то «хлипкому» делу. Это отсекает дела со слабыми доказательствами или без доказательств», - пояснил заместитель главы Администрации президента.
«В целом хочу сказать, что у нас коррупция не такая сильная, как ее рисуют", - считает заместитель главы Администрации президента. Тем более, с его слов, зачастую восприятие этой проблемы портит статистика. Существует проблема, когда соответствующие органы возбуждают сразу несколько дел по одному эпизоду преступления и это неверно передает масштабы коррупции. Чтобы устранить эту проблему и отразить объективные данные, теперь учет ведется по конечному результату, то есть по количеству вынесенных приговоров.