Проект памятника, предложенный провластным «союзом писателей, является таким же кощунством, как и утверждения о «стихах Быкова».
В Минске может появиться памятник Василю Быкову с красной звездой. Макет памятника уже готов. Его авторы - скульптор Александр Ботвиненок и архитектор Армен Сардаров.
Экс-председатель Верховного Совета Беларуси 12 созыва Станислав Шушкевич в интервью «Радыё Свабода» оценил инициативу Николая Чергинца поставить памятник народному писателю Василию Быкову в Минске.
«Если такая фигура, как Чергинец, изображает из себя друга Быкова, это отвратительно. Но с такой овцы хоть шерсти клок. А может, у него пробилась совесть? Хотя то, что у него что-то человеческое проснется, мало вероятно. Если я ошибаюсь, буду очень радоваться по этому поводу. После триумфа Светланы Алексиевич, после большого успеха белорусского культуры, если действительно что-то изменилось, буду очень радоваться.
Чергинец останется Чергинцом, хоть ты осыпай его цветами. Так что ожидать чего-то выдающегося от таких людей не надо. Что касается красной звезды... Знаете, можно и так трактовать Быкова, с красной звездой. Но это значит - его не понимать. А претендовать, чтобы Чергинец понимал, кто такой Быков, это слишком. Вы же знаете, в свое время, когда наш «всенародноизбранный» заявил, что он учился на стихах Быкова, Чергинец начал тоже говорить, что Быков писал стихи и даже показывал ему, но не печатал. Откуда тогда «всенародноизбранный» мог их заметить? Это был способ польстить через имя Быкова к нашему «всенародноизбранному». Так что это очередной такой шаг. Искать совесть, тем более белорускость и порядочность, в Чергинце не надо. Хорошо Геннадий Буравкин когда-то сказал, что Чергинец - лучший писатель среди милиционеров, и лучший милиционер среди писателей.
Я за то, чтобы памятник был. Но все надо делать по-человечески. В цивилизованном государстве такие вещи делаются по-другому: объявляется конкурс. Но тут же нужно, чтобы обратили внимание на тот поганый «писательский союз», который возглавляет Чергинец. Это антибелорусский союз. Это пропаганда отвратительного подхода к памяти великого человека. Без конкурса, без обсуждения в приличной компании нельзя это делать. Но лучше так, чем ничего не делать», - считает первый глава независимой Беларуси.