Решение пенсионной проблемы в Беларуси сегодня стало явно вопросом политическим.
Информационная волна, поднятая в стране о необходимости повышения пенсионного возраста, накрыла многих граждан. Как тех, кто желал бы продлить свою творческую активность, так и тех, кому такое известие сродни «похоронки». Каждому свое!
Вот только истинные причины этой волны все больше извращаются, чем объясняются. Внятного и простого общения власти с народом не происходит, как и поиска путей для решения возникших проблем. Хотя казалось бы, чего проще.
Для оценки успешности любой страны и благополучия ее граждан мировое сообщество давно использует такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП), и создало даже несколько методик его подсчета. Например, по паритетету покупательской способности (ППС), или — счет по номиналу.
В последнем случае общую величину ВВП вв долларовом исчислении делят на общее количество граждан, живущих в стране. В США — это около 55 тысяч долларов, в Польше — более 16 тысяч, в Литве — 15,5 тысячи, в России — 14,6 тысячи, а в Беларуси — 7,5 тысячи долларов на человека.
Собственно ВВП образуют три составляющих. Первая включает стоимость всех производственных товаров и оказанных услуг в денежном выражении. Вторая — общее количество средств, которые были израсходованы на строительство и модернизацию. Третья — это баланс экспортных доходов и импортных расходов страны. Если экспорт превышает импорт, то разница увеличивает ВВП, если импорт превышает экспорт, то эта разница уменьшает ВВП.
В Беларуси за двадцать минувших лет и четыре срока одного президента ВВП увеличился с 35 до 71 млрд долларов, а в последние годы он так и замер на этой величине. Зато средний уровень заработной платы по стране с 530 долларов в 2010 году постоянно снижался и уже достиг 390 долларов в 2015 году, вместо обещанных 1000 долларов.
В реальной жизни это значит, что несморя на все «усилия» наших властей промышленного роста и роста объемов оказываемых населению услуг в стране фактически нет. Подтверждением тому служат полуживые гиганты нашей промышленности, отпуска без содержания для работников, отчего продукция и услуги сами по себе не появляются. Но если нет производства, то нет зарплат, а их постоянное снижение автоматически ведет к снижению наполняемости пенсионного фонда.
В любой стране на выплаты заработной платы работающим, пенсий и различных пособий населению идет от 48 до 52 процентов ВВП. То есть в Беларуси это не более 34 млрд долларов. Это при том, что в нашей стране, кроме заработных плат, у простого населения практически нет других источников доходов.
Подтверждает это и такой расчет. При нынешнем состоянии нашей экономики, среднемесячной величине пенсии и курсе доллара потребность пенсионного фонда составляет около: 2,5 млн пенcионеров х 2,8 млн рублей х 12 месяцев : 18 000 руб./$ = 4,7 млрд долларов. Заработная плата у трудоспособного населения в 2005 году была: 4,5 млн чел. х 530$ х 12 = 28,6 млрд долларов. То есть в сумме (4,7 + 28,6) получаются похожие на 34 млрд цифры.
Но проблема существует и заключается в том, что пенсионный фонд образуется из заработных плат, выплачиваемых в реальном секторе экономики, где работает около 2,5 млн человек. В 2005 году вся величина заработной платы составляла: 2,5 млн х 530$ х 12 мес. = 15,9 млрд долларов и ее вполне хватало на выплату пенсий: 15,9 млрд х 34% : 100 = 5,4 млрд долларов.
С падением в 2015 году заработных плат до 390 долларов вся величина начисленной заработной платы в реальном секторе экономики снизилась до: 2,5 млн х 390 х 12 = 11,7 млрд, а отчисления в пенсионный фонд до: 11,7 млрд х 34% : 100 = 4 млрд долларов. Существенным довеском к убывающим зарплатам и худеющему пенсионному фонду стали задержки выплаты зарплат и неполный рабочий день 250 тысяч работников.
В результате количество средств в пенсионном фонде уменьшилось на: 5,4 — 4 = 1,4 млрд долларов. В пересчете на каждого пенсионера среднемесячная пенсия уже стала меньше на: 1,4 млрд : 2,5 млн пенс. : 12 = 46 долларов или на: 46 х 18 000/$ = 840 тыс. рублей.
Не спасает нас и вторая составляющая ВВП — инвестиции в модернизацию и новое строительство. Источниками средств для них, как правило, служат фонды накопления предприятий, образуемый от полученной прибыли, кредиты банков и иностранные займы. Их оптимальный ежегодный объем для такой страны, как наша, должен составлять не менее 10 процентов ВВП или 7 млрд долларов.
Доходность от реализации таких проектов должна обеспечивать выплату полученных кредитов и их окупаемость в установленные сроки. Но так происходит в странах, где сначала считают, а потом делают. В отличие от нашей страны, где решения, принятые одним человеком, всегда вылезают боком — выпуском легковушек, строительством ледовых дворцов, атомной электростанции и еще много чем «потешным».
При этом, по публикуемым данным западных исследователей, из Беларуси ежегодно выводится за рубеж около 8 млрд долларов, которые оседают в сомнительных зарубежных «заначках». В отличие от Казахстана, где за минувшую пятилетку было построено около сотни новых заводов и создано 75 тысяч новых рабочих мест!
Проблемы с третьей составляющей ВВП — это проблемы страны-содержанки, как без стеснения именует нашу страну посол соседней страны и его президент. Они называют цифру «безвозмездной» помощи в 100 млрд долларов, дарованных нам в минувшем десятилетии. И это без учета набранных нами кредитов, которые в пересчете на каждого жителя перевалил за 4200 долларов.
Но шальные деньги России пошли на убыль. Наш экспорт из-за падения доходов и покупательной способности у наших соседей падает. А импорт, без которого наша страна просто не выживет, уже превышает экспорт, минусуя третью составляющую нашего ВВП и, соответственно, все составляющие денежные выплаты с него — заработную плату, пенсии и пособия для населения.
Очевидно, что и благополучие пенсионного фонда, и благополучие граждан страны, зависящие от падающегоВВП, начинают снижаться. Но признать факт собственных управленческих ошибок правящая страной команда и ее начальник не желают, продолжая намекать на происки врагов, мешающих их эффективной деятельности.
Решение пенсионной проблемы сегодня стало явно вопросом политическим. Потому как общее количество всех работников, занятых в реальном секторе экономики (2,5 млн человек), и их заработная плата постоянно снижаются. Стало очевидно, что без повышения эффективности труда, создания новых рабочих мест и реальных преобразований в экономической системе увеличить заработные платы и поступления в пенсионный фонд уже невозможно.
Но вместо того, чтобы менять отношения к собственности, привлекать к решению стоящих задач как можно большее количество инициативных людей и не мешать их деятельности, начался блуд о необходимости повышении пенсионного возраста. Хотя по всему видно, что сегодня без особых проблем есть возможность из общего количества трудоспособного населения в стране (4,5 млн человек) значительную его часть (из 2,0 млн) перераспределить и занять в реальном секторе экономики. При желании.
Так, в отличие от наших соседей, где количество правоохранителей на 1000 жителей не более 8, у нас их количество достигает 16! Часть из них, уходя на пенсию в возрасте 45 лет, продолжает пользоваться результатами труда, созданного их сверстниками в реальном секторе экономики. По самым скромным подсчетам, такой резерв может составить не менее 60 тысяч человек.
Часть чиновников, «занятых» во властных структурах, откровенно паразитирующих, не создающих никакой добавленной стоимости, не должны быть обузой стране. Около 20 тысяч чиновников можно безболезненно перевести в сферу материального производства.
Кошмарят трудовой люд и многочисленные контрольные службы, численность которых явно выше разумных потребностей. Если десяток лет назад в РОВД моего города работало всего 5 (пять) следователей, то нынче их уже 56 (пятьдесят шесть)!
Наши специалисты, которые в поисках работы временно устроились в соседних странах, должны возвращаться. Они могут и должны работать на благо своих семей и Беларуси, а не на пенсионные фонды соседних стран. Этому на деле, а не на словах, должно помогать развитие малых городов, а не перенаселение столицы.
В этой связи надо говорить не о повышении пенсионного возраста населения (возможно, такое решение, когда-то и придется принимать), а наводить порядок в экономике и ее развитии, убрать лишний балласт из структур власти, откровенно тормозящий развитие страны. А бессменно правящая команда и ее начальник не должны страшиться изменений в обществе, которые в любом случае последуют, но уже без их участия. Так происходит всегда.
Марат Афанасьев, «Белорусские новости»