Белорусские «чудаки» нашли ключ к успеху на YouTube.
Многие помнят своеобразный фильм Jackass в нашем кинопрокате. Он представляет собой квинтэссенцию того, что принято называть американским юмором. Актеры на протяжении всей картины издеваются друг над другом, отпускают туалетные шуточки и выполняют странные сумасбродные трюки. Так вот, минские Idiotik Show занимаются чем-то подобным, добросовестно предупреждая перед каждым видео, что в ролике может присутствовать ненормативная лексика, а увиденное лучше не повторять. Да и слабонервным или несовершеннолетним такое лучше не смотреть, пишет onliner.by.
По юности ребята решили снять несколько прикольных видео, чтобы повеселиться самим, удивить своих друзей и, возможно, заинтересовать интернет. Тогда, в 2010 году, первые ролики набрали по каких-то 800 просмотров. Прошло пять лет, ребята поднаторели в видеопродакшене, съели пуд соли и еще несколько странных вещей, которые не каждый человек захочет даже потрогать. Как бы то ни было, но канал Idiotik Show существует уже три года. На нестандартные ролики приходят посмотреть сотни тысяч зрителей, а за активностью канала постоянно следят более 400 тысяч подписчиков.
— Начиналось все по приколу. Хотя, в принципе, сейчас так и продолжается. В 11-м классе мы с Чинком решили снять пару приколов на телефон, а потом залить их в интернет, — рассказывает Виктор Туров, которого друзья зовут просто Туром. — В 2008 году еще никто и понятия не имел про YouTube, никто его не смотрел. Мы скинули ролик друзьям, в интернете его посмотрели 200 человек. На другие пришли глянуть уже 800. Потом подумали, а давай снимем коротенький фильм, как в «Чудаках», из разных эпизодов наших приключений. Так и сделали. И вот этот ролик уже набрал 5 тысяч просмотров. Для 2010 года это было много.
— На первых этапах наш канал представлял собой большую тусовку друзей, где каждый мог и хотел сниматься в роликах. Но текучка кадров была большой: энтузиазма у ребят хватало на неделю, месяц, ведь на съемки приходится тратить много сил и времени, — вступает в беседу Виталий Чинк.
Потом ребят заприметил один популярный сайт с развлекательным контентом. Его представители предложили помощь в съемке и развитии канала, предоставили возможность снимать качественное видео, насколько это было возможно в рамках ограниченного бюджета. Качество подросло заметно, и ребят начали пиарить другие блоги, аудитория потянулась . Но были в этом сотрудничестве и отрицательные моменты, например урезанный простор для полета фантазии.
— За полгода работы с креативным агентством мы набрали 20 тысяч подписчиков. После того как с ним расстались, набрали уже 30—40 тысяч. Когда мы хотели снять что-то крутое, возникало десяток «но» от агентства, почему мы не должны этого делать. В результате конечный продукт выходил не таким, каким бы мы хотели его видеть, какого ждали зрители, — объясняет Виктор Туров.
Веселый бородач в команду «Идиотиков» влился чуть раньше:
— Ребята назвали себя минскими последователями «Чудаков». Объявили, что придут на сходку в Минске, и я захотел на них посмотреть, — рассказывает Владимир, больше известный как Бабай.
— А для нас эта сходка была возможностью поискать новые кадры в команду, — добавляет Чинк.
Собственно, на той встрече среди 30 человек ребята и нашлись. Если такое количество людей на тот момент казалось невероятным, то уже сейчас на встречу с командой Idiotik Show в Питере приходит 200 человек.
— Там нас больше смотрят. В Москве и Питере, — поясняет Тур. — Хотя и в Беларуси хватает фанатов. Этим летом устраивали автопробег по стране, и в каком-то деревенском магазине нас узнали, просили сфотографироваться. Аналогичные ситуации бывают и в Минске, и в Бресте.
— Что больше всего раздражает? Возможно, реакции типа «Лучше бы на завод пошли!» Ребята, я работал на заводе, я знаю, каково там, — улыбается Бабай.
Сами ребята обычные, заводские. Такие же, как в любом районе Минска, утверждает Виктор. Сам он четыре года отработал на стройке на высоте, Чинк столько же на заводе «Атлант», Бабай — на «Интеграле». Канал остается для парней хобби, которому они посвящают свободное время на выходных либо в отпуске. На один десятиминутный ролик уходит порядка трех часов съемок. Еще два-три вечера отводится на монтаж.
— Сейчас я работаю системным администратором, — говорит Бабай. — Коллеги к нашему творчеству относятся нормально. Да и на заводе со временем привыкли. Помню, как я вернулся из отпуска и заметил какие-то странные взгляды мужиков на работе. Говорят, видели меня в интернете. И начали расспрашивать: зачем мы этим занимаемся, почему да как. Пытались шутить и подкалывать, а потом смирились и привыкли. Всех сперва шокируют наши видео. Есть у меня знакомый, ну типичный минский гопник. Он тоже как-то пробовал надо мной посмеяться, а спустя полгода попросился на съемки. Ему уже 30 лет. Зачем? Говорит, у вас там весело и смешно.
— Да, люди воспринимают это вполне нормально. Особенно молодежь, — поддерживает Тур. — Ко мне приходят клиенты, узнают, спрашивают про новые видео. Иногда даже пока стою на светофоре, из соседней машины кто-нибудь высунется и спросит про канал. Да и родители наши понимают, что мы уже взрослые люди. Даже сами участие принимали. Мама стреляла из пейнтбольного ружья в пятую точку Бабая, к примеру.
— Мы ведь тоже не все с бухты-барахты делаем, — продолжает Тур. — Готовимся, берем огнетушители и какую-то минимальную аптечку, думаем над последствиями. Хотя раньше бывали и спонтанные съемки, во время которых получали травмы. Чинк как-то упал с велосипеда на лестнице в подъезде и о ступеньку сломал ногу. Открытый перелом, из ноги торчит кость, а у нас ничего под руками. Вот и пришлось ждать «скорую».
Съемки случаются как в людных местах, так и где-нибудь в парке на отшибе. Прохожие реагируют по-разному. Некоторые достают телефоны и начинают снимать, другие спрашивают, где это можно будет посмотреть. Парни ведут уже третий сезон своего «Турнира Идиотов», куда попробовать в свои силы в безумных конкурсах приходят самые разные люди.
— В интернете нет многих вещей, на которые можно найти ответы, — говорит главный оператор и монтажер команды Дмитрий. — Мы же, по сути, отвечаем на эти вопросы. Например, мы показали, что будет, если впрыснуть в рот струю из порошкового огнетушителя, как прибить человека к потолку, можно ли съесть обычное мыло. Конечно, заранее подготовились, уточнили, какие огнетушители будут безвредны для человека, какие опыты проводились до нас. Только про 38 монет, которые Чинк скушал пару лет назад, мы до сих пор ничего не знаем. Звали на рентген, но он отказывается. Надо бы металлоискателем проверить.
— О, так скоро же новые белорусские копейки появятся, — вспоминает Бабай.
Это заметно оживляет парней, сквозь смех они активно обмениваются идеями и приходят к выводу, что надо бы узнать, монеты какой страны приятнее на вкус и быстрее выводятся из организма.
— Примерно так наши идеи для роликов и возникают, — резюмирует Тур.
Интересуемся, есть ли у ребят приколы, которые они отказались бы повторить. Сходятся во мнении, что ни за какие деньги не устроят «крапивной бани».
— Лето, жара, а мы в трусах бегаем в крапиве и хлещем друг друга как вениками. По лицу, по спине, по рукам. Кто-то еще кричит: «Это полезно. Я в интернете вычитал». Было весело, но по приходу домой все тело чешется. Принял душ, а оно все зудит, болит и не успокаивается. Чувствую, становится плохо, температура до 40 градусов. Немного спасли таблетки, но в такой лихорадке я все равно провел двое суток: ни на спину, ни на живот не ляжешь — все горит.
C годами интерес к такому специфическому хобби у парней не угасает. Кажется, они получают чистое удовольствие от того, как им удается шокировать публику. Даже о самых неприятных моментах в карьере «чудака» они умудряются рассказывать со смехом.
— Нас смотрит в большей степени молодежь. Будь мы где-нибудь на Западе, в США, популярность была бы раза в три выше. Но мы планируем работать тут, расширять аудиторию, снимать больше розыгрышей на улицах и поменьше «жести», которая может отпугнуть широкую аудиторию. Кое-что оставим, чтобы старый зритель не потерялся. Надеемся, что и старые, и новые уживутся на канале.
— Для многих людей мы как звезды, — без ложной скромности говорит Виктор. — Если кому-то нравится Брэд Питт, то они будут его смотреть, и без разницы, что он делает: сидит в туалете или кушает завтрак. У нас таких подписчиков довольно много, и они останутся, что бы мы ни снимали.
Но даже при росте аудитории в Беларуси популярность на YouTube все-таки не удается монетизировать посредством наших рекламодателей.
— У нас никто не занимается интернет-рекламой в видеоблогах. По крайней мере, никакие белорусские компании к нам не обращались. Но мы надеемся, что с приходом белорусской партнерской программы в этой сфере что-нибудь поменяется и рынок оживет. Достаточно ли богатые у нас рекламодатели и готовы ли платить видеоблогерам? Спросите у нас через год.