У «Беларуськалия», вынужденного из-за мирового кризиса снизить цены на внешнем рынке, похоже, появляется еще одна проблема.
Это российские производители сложных удобрений (NPK).
Эксперты «Ежедневника» уверены, что их активность на внешних рынках стала второй причиной снижения объемов продаж и мировых цен на калий. Проблема может усугубиться в следующем году, если калийщики не прекратят вынуждено «субсидировать» своих новых конкурентов.
В прошлом месяце стало известно о контракте, впервые заключенном компанией «Фосагро» на поставку NPK в Индию. Ранее Индия вообще не импортировала сложные удобрения. Местные компании выпускали их самостоятельно, смешивая калий, азот и фосфор. Но в конце марта «Фосагро» договорился с местным агрохолдингом IFFCO о поставке в течение года сразу 1 млн тонн NPK. По информации из индийских СМИ, объявлен новый тендер на закупку еще 750 тыс. тонн сложных удобрений.
Отметим, что другой крупный российский производитель NPK, «Акрон», поставляет свою продукцию на китайский рынок еще с 2008 года. Всеми российскими производителями в КНР в 2008 году было отгружено около 1 млн тонн, в 2009 году – около 1,4 млн тонн сложных удобрений. Таким образом, после выхода «Фосагро» на индийский рынок производители сложных удобрений становятся конкурентами калийщиков на двух основных мировых рынках сбыта. Эта конкуренция будет нарастать, причем с результатами не в пользу производителей хлористого калия, считают эксперты.
Китайских и индийских потребителей привлекает в первую очередь стоимость NPK. Так, за «три в одном» (в NPK, которые поставил «Фосагро» в Индию, соотношение азота, фосфора и калия составляет 10:26:26) индийцы, по оценкам экспертов, заплатят 320–340 долларов за тонну. Как известно, «Белорусская калийная компания» и другие поставщики в текущем году поставляют калийные удобрения в Индию по цене 370 долларов за тонну.
Аналитики отмечают стабильность цен на NPK – кризис практически не отразился на этом сегменте рынка удобрений. Если в феврале 2009 года, по данным Fertecon, цена на сложные удобрения составляла 350–375 долларов (FOB Е Еurope), то сейчас она находится в пределах 330–385 долларов за тонну. Для сравнения: цена на калий в феврале прошлого года составляла 925–1015 долларов (FOB Baltic), а в феврале 2010 года сократилась до 310–355 долларов за тонну.
При этом российские производители сложных удобрений, несмотря на кризис, существенно нарастили объемы экспорта. В физических объемах он вырос на 54%, в том числе поставки в Европу увеличились на 81% (объем экспорта в 2009 году – 2,6 млн тонн), в Китай – на 46% (1,4 млн тонн), в Латинскую Америку на 164% (430 тыс. тонн). Экспорт калийных удобрений в том же 2009 году, по данным IFA, снизился на 52%.
Эксперты особенно обращают внимание на то, что в поставках в 2009 году превалировал экспорт сложных удобрений с повышенным содержанием калия. В заключенном контракте «Фосагро» доля калия – наибольшая из возможных формул. По условиям нового тендера также требуется формула с высоким содержанием этого вида удобрений.
Интерес потребителей к увеличению доли калия в NPK не случаен. В составе сложных удобрений они получают самый дешевый калий на рынке и достаточно конкурентный NPK. Дело в том, что российские производители используют при изготовлении NPK калий, который они получают по внутрироссийской цене. В 2009 году из свыше чем 7 млн тонн сложных удобрений, которые были произведены в России, около 1,1 млн тонн должны были быть поставлены на внутренний рынок. Под этот объем производители хлористого калия – «Уралкалий» и «Сильвинит» – должны отпускать «Акрону», «Фосагро» и другим производителям NPK свою продукцию по ранее согласованным с ФАС ценам. По идее, они таким образом субсидируют сельское хозяйство. Но на самом деле получается, что калийщики фактически субсидируют производителей сложных удобрений, которые выросли благодаря этому в серьезных конкурентов. Ведь на изготовление удобрений для какого рынка – внутреннего или внешнего – покупается калий, проконтролировать невозможно. А по подсчетам специалистов цена на калий для внутреннего рынка, которая установлена в 2010 году (4300 российских рублей за тонну), уменьшает цену экспортного NPK в среднем на 50–60 долларов. Разница довольно ощутимая, чтобы Индия начала покупать сложные удобрения в России, а китайцы из года в год наращивать их импорт.