Заявления белорусского правителя о российских военных базах на территории Беларуси не испугают Кремль, уверены политологи.
Александр Лукашенко 25 апреля сделал несколько критических замечаний в адрес ОДКБ - Организации Договора о коллективной безопасности. Говоря о ситуации в Кыргызстане, Лукашенко заявил: «Что это за организация, которая молчит, когда в одной из наших стран льется кровь? Если и дальше так будет развиваться, то перспектив она не имеет». Чего добивается белорусский правитель, критикуя коллег по ОДКБ? С какой целью Лукашенко напомнил Медведеву о российских военных базах, и какой эффект это может иметь на российское руководство? На эти вопросы в интервью «Радыё Свабода» ответил политолог Андрей Федоров.
- Почему Лукашенко начал так высказываться о ОДКБ? Чего он хочет добиться этим демаршем?
- Скорее всего, речь идет о том, что, с точки зрения Лукашенко, ОДКБ должна вмешиваться во внутренние дела стран-членов этой организации. Но, полагаю, что никакая ОДКБ в случае Кыргызстана не могла вмешаться в то, что там произошло. Никак не следует, что из-за этого ОДКБ перестает быть важной организацией. Другое дело, что эта структура совсем по другим причинам пока не выглядит слишком дееспособной.
- Можно ли сказать, что в истории с Бакиевым Александр Лукашенко во всех постсоветских структурах от СНГ до ОДКБ бросает вызов России, утверждая, что она не может теперь единолично решать, кто будет руководить в странах постсоветского пространства?
- Формально во всех этих структурах работает принцип консенсуса. Другое дело, что Россия использует разные способы давления на своих партнеров, чтобы заставить их присоединиться к точке зрения Москвы. Сейчас по многим вопросам разногласия действительно довольно большие. Но проблема в том, что те же возможности давления России остаются. И боюсь, что Лукашенко перетянуть эту одеяло на себя будет довольно трудно.
- Также Лукашенко напомнил президенту России Дмитрию Медведеву, что в Беларуси есть две российские военные базы, и за них Россия ничего не платит. Насколько существенен этот козырь для Минска, и почему Лукашенко пришлось «доставать его из рукава»?
- Действительно, Россия ничего не платит. Но в свое время, еще при Ельцине, в 1996-м году, было подписано соглашение, согласно которому Беларуси отменили задолженность за газ в размере около миллиарда долларов. И за это эти 2 базы остаются на таких правах, что Россия за них ничего не платит. Но Москва может напомнить об этих соглашениях.
Боюсь, что это высказывание Лукашенко не очень впечатлит Кремль, так как Россия уже начала готовить замену, по крайней мере, той базе «Волга», которая находится под Ганцевичами.
Возможно, скоро они смогут исключить эту базу из своего списка, и заменить ее своими новыми базами.