Команда проекта «Удобный город» подвела промежуточные итоги его деятельности, а также обозначила приоритеты на будущее.
Проект «Удобный город» Petitions.by, который начал свою работу лишь в середине октября, показал, что подобная инициатива, которая помогает гражданам упростить коммуникацию с чиновниками, востребована. Он позволяет создать обращение по проблемному вопросу, грамотно его сформулировать, собрать подписи единомышленников и направить в компетентный государственный орган.
Команда проекта подвела промежуточные итоги его деятельности, а также обозначила приоритеты на будущее. Об этом БелаПАН поговорил с руководителем «Удобного города» Владимиром Ковалкиным.
— Проект существует лишь три месяца. «Возраст», прямо скажем, небольшой…
— Да. Но, тем не менее, за это время создано 120 петиций, собрано за них 4974 подписи, получено 42 ответа из государственных органов. Думается, что это не так уж и мало. Особенно с учетом того, как наша власть реагирует на какие-то вопросы, требования, претензии со стороны собственных избирателей. И если сказать прямо, то власти не могли не отвечать на острые и актуальные вопросы неравнодушных граждан. Дело в том, что при разработке сайта Petitions.by были учтены все требования белорусского законодательства к оформлению официальных обращений. Электронные петиции, поданные через наш сайт, имеют такую же силу, как и устное или письменное обращение в госорган, и чиновники обязаны на них реагировать.
Это, мне кажется, выгодно выделяет проект «Удобный город» на фоне более раскрученных и известных, но не обладающих такими возможностями сайтов по сбору подписей под петициями.
— И на что больше всего жалуются наши инициативные граждане?
— По большому счёту, приблизительно половина всех поданных на наш ресурс петиций поднимает проблемы либо столичного, либо республиканского масштаба. Вторая половина носит сугубо частный характер. То есть вопросы касаются проблем улиц, дворов и т.д.
Самые популярные проблемы — благоустройство города; страх перед возможным уплотнением; обустройство велосипедных дорожек; обеспечение безопасности дорожного движения; защита прав инвалидов (слабовидящих, слабослышащих, колясочников); экологические проблемы.
— В плане обращения к властям с требованием-просьбой решить свои проблемы отличаемся ли мы чем-нибудь от большинства европейцев?
— Безусловно. Жители стран Европейского союза не боятся общаться с властями. Они уверены, что их активная жизненная позиция позволит им реально добиваться конкретных результатов. То есть государство там воспринимается как равноправный партнер. И никак иначе. У нас же в сознании большинства граждан государство воспринимается как нечто сверху, и что с ним не то что ссориться, даже контактировать надо с большой опаской.
Но, надо признать, эта опаска постепенно проходит. О чем и свидетельствует рост петиций на нашем ресурсе и реакция на них со стороны государственных органов власти. Вместе с тем, пока еще очень большое количество белорусов предпочитают, условно говоря, бухтеть на кухнях о своих проблемах, чем воспользоваться возможностью в законном порядке поменять в своей жизни что-то к лучшему.
— Может, они просто и не надеются на позитивное решение своих проблем вообще и с помощью такого инструментария в частности?
— Надо признать, что государственные органы, причастные к какому-либо поднимаемому на нашем ресурсе вопросу или проблеме, не встали в глухую оборону. Если есть возможность оперативно решить какой-либо вопрос, они его решают. Но в двух случаях реакция со стороны властей на обращения граждан носит, скорее, такой дежурный вариант.
1. Если в казне нет денег на решение проблемы, обозначенной неравнодушными белорусами.
2. Если обращение имеет некую политическую окраску. Тогда в большинстве случаев ответы сводятся к банальным отпискам.
— Можете сказать, какие конкретные государственные органы власти наиболее внимательно и ответственно относятся к обращениям неравнодушных граждан?
— Представители Министерства внутренних дел всегда отвечают на такие обращения. Правда, нередко их ответы сводятся к банальным отпискам. Но проект же недавно начал работать. И есть вероятность, что в этом плане все изменится к лучшему.
— А каков процент так называемых «городских сумасшедших», которые готовы обращаться к органам власти по поводу и без повода?
— Не превышает 5%. И это, конечно, не может не радовать. Думается, что данный процент показывает степень серьезности отношения к возможностям и особенностям нашего ресурса.
— Ресурс действует пока только для столицы и минчан. Есть ли планы прийти в регионы?
— Активисты из Бреста и Могилева высказали намерение приобщиться к данному проекту. У них ведь также хватает актуальных проблем, честно говоря, их даже больше, чем в Минске. Потому что ресурсов банально меньше, чем в нашей столице.
— А насколько велика опасность, что власть посмотрит, посмотрит на все эти обращения со стороны неравнодушных граждан, да и среагирует в свойственной ей манере?
— Руководитель государства сам неоднократно указывал своим подчиненным предельно внимательно и конструктивно относиться к обращениям граждан.
Плюс должен напомнить следующее:
1) обращаясь с петицией через наш ресурс, вы находитесь под юридической защитой государства;
2) реагировать на «сигналы с мест» — это прямая обязанность чиновников.