31 января белорусскому графику Миколе Купаве исполняется 70 лет.
Более 35 лет он делает портреты Янки Купалы и Якуба Коласа, а также видных деятелей истории Беларуси — Всеслава Чародея, Франциска Скорины и Евфросинии Полоцкой. Но помимо творчества, он организует культурные акции и помогает развитию региональных музеев.
Сайт tut.by вспоминает пять инициатив Миколы Купавы, направленных на возрождение белорусской культуры, которые говорят о художнике больше, чем слова.
Дипломной работой Купавы в Академии искусств в 1976 году был портрет Кастуся Калиновского. С тех пор он работает в жанре книжной и станковой графики, акварели и рисует картины на историческую и культурную тему. Он сделал множество марок, нарисовал иллюстрации более чем к 30 книгам и альбомам, оформил энциклопедический справочник «Францыск Скарына і яго час» (1988), за что заслужил медаль имени Ф. Скорины. Знаковым в своем творчестве сам Микола Купава считает оформление книги Геннадия Киселева «Сейбіты вечнага» о восстании 1863−1864 годов.
Произведения Миколы Купавы хранятся в Национальном историческом музее, музее Великой Отечественной войны, Государственном литературном музее Янки Купалы, мемориальном музее Якуба Коласа, в музейном комплексе «История и культура Оршанщины», в частных коллекциях и галереях Литвы, США, Польши, Швеции и Великобритании.
1. Спасение оршанского монастыря Базилиан середины XVIII века
Осенью 2015 года Микола Купава обратился к общественности с открытым письмом, в котором призвал начать реставрацию оршанского монастыря Базилиан. Уроженец Орши, Купава переживает, что архитектурный памятник уже 10 лет стоит без крыши и разваливается. А реставрация, которую должны были начать в апреле, так и не началась.
В письме Купава обращает внимание на важность не только начать реставрацию, но и восстановление образа монастыря таким, каким его создали в середине XVIII века. Он считает, что при реставрации не в первоначальном, а более позднем облике, теряется самобытность здания. Белорусские здания, по его мнению, после массовой перестройки в XIX веке меняли свой облик, приспосабливаясь к российской образной системе.
«Наши памятники архитектуры выглядели привлекательно, возвышенно, торжественно и величаво. У них была очень высокая крыша, она создавала величие памятника, его шикарный вид», — пишет Микола Купава. Удачным примером реставрации он называет здание минского Базилианского монастыря, который восстановили в 90-х годах ХХ века, и считает что эта работа для оршанских реставраторов является примером.
2. Проект к 150-летию восстания 1863 года
Возрождая историческую память, в конце мая 2013 года Купава был куратором проекта, посвященного 150-летию восстания 1863 года. Акция-пленэр проводилась в местах событий тех лет — на Брестчине и Гродненщине, возле Ружан, Пружан, Грушевки, Миловиды, Свислочи и других местечек.
«Мы должны выяснить, в каком состоянии эти места и как увековечена память о восстании, охватившем всю Беларусь, особенно ее центральные и западные регионы. Там мы и будем работать, чтобы в своих произведениях зафиксировать представления, чувства и знания, связанные с восстанием, а также стать свидетелями мероприятий, посвященных юбилею восстания», — сказал тогда Купава, презентуя проект.
3. Альбомы о Янке Купале и Якубе Коласе
В 2013 году Купава издал альбомы, посвященные творчеству Янку Купалы и Якуба Коласа. В них представлено 47 графических работ художника, созданных до 1992 года. На гравюрах изображены портреты поэтов, сохранившиеся или восстановленные места, связанные с их творчеством в Беларуси и Вильнюсе, и работы, навеянные их произведениями.
Кроме того, художник планирует проиллюстрировать произведения классиков и, надеясь на государственный заказ подобной работы, обещает направить средства на реконструкцию все того же монастыря Базилиан в Орше. Кроме того, он организовывал аукционы по продаже своих работ и также направлял деньги на реставрацию.
4. Масштабное празднование 500-летия битвы под Оршей
Микола Купава был представителем оргкомитета по организации празднования 500-летия битвы под Оршей и активно занимался подготовкой к юбилею. В планах было выпустить медаль и значки, посвященные битве под Оршей, издать марки, плакаты и книги. Накануне годовщины организаторы внесли предложение переименовать центральную улицу Ленина в Орше в улицу имени Константина Острожского. Подобные письма были разосланы также в Дубровну, Кричев и Мстиславль, которые были оккупированы в то время и потом освобождены Острожским.
Юбилей предлагалось отмечать до зимы. Планировалось провести экскурсии по Орше и фестиваль на Крапивенском поле, где проходила битва. Но местные власти не разрешили проводить мероприятие. Тем не менее, праздник прошел, пусть и не с такой помпой. Сотни представителей демократических организаций из Минска, Борисова и Орши собрались на поле.
5. Марки и конверты с историческими символами Беларуси
В 1990 году Микола Купава нарисовал конверт с белорусскими историческими символами XIII—XVIII веков. Символы размещены на фоне «Этнографической карты белорусского племени» профессора Петроградского университета Евфимия Карского. В 1991 году Микола разрабатывал эталон государственного герба Беларуси — «Погоня». В том же году вышла марка с изображением «Погони» на фоне бело-красно-белого флага. Собственную филателическую серию Купава завершил в 1994 году конвертом к юбилею восстания Костюшки.