Единственное, что может подтолкнуть страну к развитию - это только протесты белорусского народа.
Об этом в интервью «Радыё Свабода», комментируя слова Лукашенко о том, что «мне ваши реформы не нужны» и «кризис у нас в головах», заявил заместитель председателя Объединенной гражданской партии, экономист Лев Марголин:
- Я бы сказал, что он отвечает не аналитикам, а своему окружению. Он бы не обращал никакого внимания на независимых экономистов и оппозицию. Но уже шесть месяцев его окружение талдычит ему, что без реформ нельзя. А он им 6 месяцев отвечает, что реформ не будет.
Будут ли они на самом деле? Я думаю, нет. Лукашенко по своему менталитету к реформам не способен, воспринимает их как некое разрушение. А народ пока молчит. И пока народ молчит - реформ не будет точно.
- Почему тогда Лукашенко не уволить этих «реформаторов», которые окружили его в правительстве и не назначить вместо них плановиков, сторонников административной экономики?
- Эти плановики давно устарели. Если снова назначить Мясниковича, то будет очень странно и смешно. А в младшем поколении таких, видимо, уже не осталось. Это особенность той генерации, которые были воспитаны и образованы в Советском Союзе.
- Когда говорят о реформах, то часто имеют в виду, что они сразу не приносят мгновенных позитивных результатов. То, что мы сейчас наблюдаем в Беларуси, многие оценивают как «шок без терапии» - рост коммунальных платежей, появление новых налогов, ограничений. Если бы эти действия проводили либеральные, демократические власти - можно было бы назвать их реформами?
- Вы очень правильно заметили, что это шок без терапии. Никакие это не реформы. Если бы это делали либеральные власти - они бы делали это по другому и с другого конца.
Например, возьмем повышение коммунальных тарифов. Но при этом не растет прозрачность этих услуг, не является конкурентная среда. Это означает, что сегодня можно повысить цену втрое и сказать, что наконец-то мы покрываем 80 процентов затрат. А завтра сказать - инфляция идет, снова только 50 процентов покрытия, поэтому снова нужно повышать. Это и означает шок без реформ.
Я, кстати, не согласен с теми, кто говорит, что реформы невозможны без ухудшения жизни населения. Если бы сейчас снять все препятствия для частных предпринимателей - это существенно снизило бы напряженность в обществе. А это не требует ничего от государства. И если бы вместо того, чтобы поддерживать убыточные государственные предприятия - просто бы платили зарплату этим людям, а работу предприятий приостановили бы.
- А почему, по вашему мнению, государство не идет на то, чтобы решить вопрос с индивидуальными предпринимателями?
- Потому что предприниматели своим существованием разрушают эту командно-административную модель. Кто-то доводит до Лукашенко, что все наши проблемы с легкой промышленностью и государственной торговлей - дело рук предпринимателей. Они люди, которыми нельзя управлять, не строятся по приказу, - такие люди неприемлемы для Лукашенко.
Но мы помним, что в начале 90-х индивидуальное предпринимательство раз становилось той отдушиной, куда ушли люди из государственных предприятий. И если в Беларуси придет новая власть, которая займется реформами, она сразу снимет все препятствия с индивидуальных предпринимателей.
- Какой стратегический план в экономике в белорусских властей, на что они рассчитывают?
- Никакой стратегии нет, есть только тактика. То, что делает Лукашенко, я бы сравнил с последними месяцами Третьего рейха, когда там надеялись на чудо-оружие. Так и Лукашенко надеется на какое-то чудо. Но чуда не будет. Большинство экспертов согласны, что цена на нефть будет оставаться низкой годами.
Поэтому ничего другого, кроме медленного разрушения, не будет. И единственное, что может подтолкнуть Лукашенко к реформам - это только волнения среди народа.