Указ Лукашенко № 40 заставит белорусов, привыкших к частым зарубежным поездкам и шопингу, жить в новой реальности.
В ней практически теряет смысл заказ товаров в зарубежных интернет-магазинах, потому что ну что можно купить на 22 евро? Кроме того, в новой реальности потенциально проблемным становится любое пересечение границы. И неважно, с багажом ты едешь или без.
До сих пор, пока беспошлинный лимит провоза товаров для личного пользования через белорусский участок границы ЕАЭС оставался таким же, как и на других ее участках, – 50 кг и 1.500 евро, практически не возникал вопрос о том, что учитывается в этой норме: только ли плоды шопинга или же старые вещи тоже. Тем более неактуален он был для пассажиров, путешествующих общественным транспортом: больше 50 кг в чемоданах едва ли унесешь, пишет «Белрынок».
Хотя при пересечении границы на автомобиле прецеденты были. Накануне «президентских выборов» в октябре 2015 года друзей, возвращавшихся из путешествия по Европе, на польско-белорусской границе заставили вытряхнуть из машины буквально все вещи, включая тяжелую энциклопедию, термос и бутерброды, и поставить их на весы. На двоих оказалось 140 кг. Часть багажа таможенники милосердно зачли за личные вещи, 100 кг – за разрешенный лимит, а за 20 кг заставили заплатить пошлину порядка 100 евро. Будучи бывалыми путешественниками, столь теплый прием на родной земле они встретили впервые.
С 14 апреля же, когда лимит для путешествующих автомобильным и железнодорожным транспортом (самолет не в счет) чаще одного раза в три месяца снизится до 20 кг и 300 евро, вопрос о том, что взвешивать, а что – нет при пересечении границы, станет действительно острым.
За разъяснением этой и других деталей автор как любитель путешествий позвонила на «телефон доверия» ГТК, а оттуда ее перенаправили на Ошмянскую таможню. Там не взялись трактовать указ Лукашенко, но объяснили общие подходы таможни при контроле за перемещением товаров для личного пользования.
По словам сотрудницы таможни, обычный беспошлинный лимит ввозимых товаров – 50 кг и 1.500 евро – распространяется на все приобретенное за рубежом, а поношенное оно или нет, значения не имеет. В то же время в этот лимит не включаются личные вещи, которые путешествуют с нами из дома за рубеж и обратно. Как доказать, что эта навороченная фотокамера в вашем рюкзаке не куплена только что за баснословные деньги, а возвращается домой? Задекларировать ее при выезде.
«Если вещи вывозятся, а потом ввозятся, то их лучше идентифицировать при вывозе, заполнив 2 экземпляра пассажирской таможенной декларации. При въезде вы представляете эту декларацию, и перечисленные в ней вещи не учитываются в лимите», – объяснила таможенница.
Она попросила учесть, что идентификация должна быть проведена в полном объеме. «Так, чтобы при обратном ввозе никто не мог заподозрить, что вещи подменены. Если это телевизор или ноутбук, то укажите марку, модель, диагональ, серийный номер. Хорошо идентифицировать вещи при помощи документов, например, техпаспорта. Если это поношенная обувь, то так и напишите: черные ботинки 38-го размера – думаю, этого будет достаточно».
На вопрос, где взять такую декларацию и как успеть ее заполнить в поезде Минск – Вильнюс, который преодолевает границу лишь с короткой остановкой, сотрудница таможни на секунду задумалась.
«Во-первых, можно скачать бланк в Интернете, распечатать его и заполнить заранее, а потом попросить таможенника произвести контроль с целью идентификации вывозимых товаров, – ответила она. – А во-вторых, вы имеете право взять бланк и заполнить его прямо в поезде. В Молодечно, где начинает осуществляться контроль, можно попросить декларацию, и до Гудогая – на протяжении 40 минут – думаю, времени хватит, чтобы ее заполнить».
«Правило идентификации» будет работать и в тех случаях, когда беспошлинный лимит для конкретного путешественника снижен до 20 кг и 300 евро, полагает сотрудница таможни.
«Если вы за границу будете ездить чаще 1 раза в три месяца, тогда надо думать про 20 кг и 300 евро», – говорит она.
С другой стороны, в Указе № 40 есть оговорка, что новое положение о сниженном беспошлинном лимите для заядлых путешественников не распространяется «на бывшие в употреблении товары, ввозимые обратно в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), без подтверждения их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, таможенная стоимость и общий вес которых не превышают стоимостные и весовые (количественные) нормы, установленные в пункте 1 приложения 3 к
Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года».
То есть право возить через границу чемодан с носками и трусами весом до 50 кг и общей стоимостью до 1.500 евро без декларирования вроде как сохранится и у заядлых путешественников. Пиджак, взятый на заграничную конференцию, в 300-евровом лимите учитывать не будут, подтвердила в комментарии tut.by пресс-секретарь ГТК.
К здравому смыслу воззвали и на Ошмянской таможне. «Вы представьте, как это можно каждую пару обуви, кофту, юбку, брюки идентифицировать? Я думаю, это во благо никому не пойдет, – сказали на том конце провода. – Особенно путешественникам. Мы-то выдержим».
Однако с ноутбуками, смартфонами и прочей дорогой электроникой все не так однозначно. Если уж при нынешних либеральных нормах беспошлинного провоза вещей без привязки к частоте перемещения у таможенников возникают вопросы к идентификации содержимого багажа, то почему бы после 14 апреля не придраться к ноутбуку пассажира, часто пересекающего границу? Или к дорогому пальто, надетому не по погоде? Или к полному флакону духов? Это было бы в духе указа – подозревать коммерческие операции либо излишние валютные траты и пресекать их.
Кстати, в Указе № 40 беспошлинный лимит привязывается не к частоте перемещения через границу, а к частоте ввоза товаров. По логике следует, что если человек возвращается домой налегке, то эта поездка не должна учитываться и сокращать его лимит в будущие три месяца. Однако на деле никто не будет интересоваться, ввозил ли путешественник что-нибудь в прошлый раз, – считать будут по штампам в паспорте.
«Есть общие подходы, определенные международным таможенным законодательством, и оно привязывает ввоз к частоте перемещения, – «отняли надежду» на Ошмянской таможне. – Если человек выбирает «зеленый коридор» и ничего не декларирует, то считается, что он провозит норму. Даже если он ничего не везет».