Минские коммунальщики рассказали об особенностях новой «коммуналки».
Вечером 18 февраля захожу в фойе школы №115. Там меня со словами "Вы на собрание?" встречает парень. Проводит до актового зала. До начала встречи еще 10 минут, но перед дверью горячая дискуссия. Особенно усердствует важный мужик в черной куртке. "Да вы зажрались. Нигде никто не платит столько, сколько у нас платят за воду, за тепло, за электричество. Надо привыкать экономить!" — убежден он. Но с ним почти никто не соглашается, передает "Еврорадио".
Когда заходим в актовый зал, мужик в черной куртке садится за стол на главное место — это начальник ЖЭУ №7 Басалыга Александр Владимирович. Перед ним 35-40 человек, преимущественно женщины за 40. Басалыга начинает спокойно, но все сразу идет не по плану:
— Мы здесь собрались не как две стороны, будто один из них враги, а второй — вы. Вас пять лет назад предупреждали — создайте товарищество. Никто не шевелился. А теперь горячий петух клюнул.
— Вы что?! Откуда в Беларуси право выбора? У нас государственное все, какое нафиг право выбора? О чем вы шепчете? Что вы людям ерунду говорите?!
Кроме директора ЖЭУ №7 поговорить с людьми о новых жировках пришли главный инженер ЖКХ Первомайского района Жаковский Сергей Леонидович, руководитель участка благоустройства ЖЭУ №7 Мартинчик Константина Константиновна, руководитель участка техобслуживания Баран Зоя Болеславовна, главный инженер ЖЭУ №7 Турцевич Елена Михайловна и представитель расчетно-справочного центра по начислениях Артюховский Павел Геннадьевич. Большинство из этих людей молчит всю встречу. Говорить пытаются только Басалыга и Жаковский. Получается не очень.
"Задавайте вопросы по очереди, чтобы не было балагана", — сообщает Басалыга. И начинает рассказывать о планах реформирования системы и выходе на новый уровень оплаты коммунальных услуг.
Делает это не совсем дипломатично, так как сразу затрагивает чуть ли не самый неоднозначный вопрос — капитальный ремонт и уборку подъездов. Люди в зале начинают кричать и громко смеяться. Разговор выглядит таким образом:
— Почему государство должно субсидировать ремонт мест общего пользования, если это, если брать по закону, ваша частная собственность? Большинство квартир уже приватизировано. А согласно Жилищному кодексу к вашей приватизированной квартире идет часть коридора, часть подъезда.
— Неправда! Этого нет!
— Так написано в Жилищном кодексе.
— На заборе можно что угодно написать!
— Жильцы, вы же понимаете, как можно жить в приватизированной квартире? Вы хотите сказать, что одна стена квартиры ваша, а другая — нет?
— У нас земля не в собственности. Поэтому вся эта приватизация — филькина грамота. Давайте с этого начинать.
Люди шумят, Басалыга пытается рассказывать, что "раньше основное бремя оплаты коммунальных услуг несло государство. Сейчас это прекращается и принято решение, что в течение нескольких лет все жители начнут платить за услуги 100% их стоимости". — "Ясно. Ничего мы здесь по Первомайскому району не докажем", — доносится с разных углов зала. Слово берет главный инженер ЖКХ Первомайского района Сергей Жаковский. На собрание он пришел в солидном костюме, при галстуке. Правда, на людей смотрит немного растерянно и даже ошалело. Спокойно говорить ему позволяют секунд пятнадцать:
— Мы сегодня здесь собрались, чтобы объяснить вам 535 указ руководителя государства, который вступил в силу 31 декабря 2015 года. В этом указе две основные позиции. Разделяется дом и придомовая территория. Придомовая обслуживается за счет бюджета, а внутридомовая — за счет жителей. Пока уборку ваших домов осуществляет ЖРЭО №7, но в ближайшем будущем будут проведены торги, и возможно, что мы ее кому-то отдадим. Будет конкуренция. Ваше право отказаться от услуг ЖЭСа либо другой организации. Нужно, чтобы каждый дом провел собрание и отказался от этого.
— Так у нас нет товарищества.
— Значит, надо выбрать. Нужно выбрать старшего по дому. И можете убирать дом сами, не оплачивать наши услуги.
Далее главный инженер рассказывает об особенностях оплаты электричества и лифтов. Группа женщин его почему-то не слушает, а обсуждает возможность подачи коллективного заявления в Конституционный суд. Спорят, на кого именно нужно писать жалобу — на ЖЭС или на Администрацию.
В какой-то момент главного инженера Жуковского беспардонно перебивает мужичок в камуфляже и потасканной шапке:
— Скажите, а когда будет капремонт?
— Я здесь, чтобы объяснить вам 535 Указ. Если хотите про капремонт, то напишите вопрос на бумажке.
— Нет. Раз пришли к нам, то говорите. Я в запас из армии ушел пять лет назад. Тогда спросил, когда будет — мне сказали, что скоро. Потом — что в 2012-м. Потом — что в 2015-м. А уже 2016. Вот хотелось бы знать, когда.
— Вам же сказали, мы здесь обсуждаем Указ. Если хотите про капремонт спросить, обращайтесь письменно, вам ответят.
— Хорошо. Тогда я задам вопрос по уборке. Вы в нашем подъезде приклеили график. Когда сухая уборка, когда влажная. Но уборку никто никогда не делал. И надо было каждый раз в ЖЭС ходить и спрашивать. А я вам скажу, почему так. Потому что уборка для ЖЭСа — это мертвые души. Люди, которых не существует, но которым начисляется зарплата. Скажите мне, почему мы платили и платим за то, чего никто не делает?
— Я сейчас отвечу на ваш вопрос.
— Ответьте. Я вот сам свой подъезд убираю.
— В ЖЭУ №7 на обслуживании находится 161 дом... По штату у нас 80 дворников.
— Так не берите плату за это!
Зал кричит, главный инженер Сергей Жаковский обессилено садится обратно на стул. Беседа людей с чиновниками возобновляется только минут через пять. Одна из женщин пытается выяснить, может ли она сама убирать свой дом и получать за это деньги непосредственно от жителей. Завершается разговор очень неожиданно:
— Давайте так. Вот мы жители дома, четыре подъезда у нас. И мы, их жители, выбираем человека, который все убирает. И платим ему. Как вы на это ответите?
— Подождите, вы хотите взять своего человека на уборку дома?
— Вот я могу быть таким человеком.
— Ну... Вы можете официально устроиться в ЖЭУ №7 и убирать.
— Нафиг мне нужно! Я у вас работала. Насмотрелась вот так там. Судилась с начальником потом, отсудила 5 миллионов. У вас там бардак и срач!
На этом диалог властей с народом завершается. Люди встают с мест, окружают чиновников кругом и пытаются решить свои вопросы в частном порядке. Или хотя бы узнать, о чем и куда они должны написать. Женщины решают все же написать в Администрацию. Они убеждены, что там "должны разобраться". То, что указ №535 придумали именно в Администрации правителя, их не останавливает.