Арест одного из наиболее влиятельных бизнесменов страны Юрия Чижа стал сенсацией. Давно в Беларуси не происходило событий подобного рода, хотя громких арестов каждый год совершается довольно много. БДГ вспоминает, кого из «приближенных» постигла участь потопляемого руководителя «Трайпла» и чем заканчивались такие дела.
Белорусский бизнес имеет массу подводных камней и течений. Бизнес в традиционном понимании того слова в стране с таким своеобразным укладом, как в Беларуси, не может достичь высокой и очень высокой планки без вмешательства или участия власти. Долгое время народ страны был уверен, что никаких олигархов у нас нет. Они есть в соседней России, вольготно чувствуют себя и украинские олигархи, а в Беларуси есть просто бизнесмены. Впрочем, при ближайшем рассмотрении, бизнесмены оказались совсем уж не простыми, и если Евросоюз называет некоторых из них «кошельками правящей власти», а потом их с погоней арестовывает КГБ - все очень и очень запутано.
Приближенность к высшим чинам, безусловно, дает бизнесу многие привилегии, на которые не может рассчитывать даже самый ушлый, смекалистый и амбициозный человек «с улицы». Но при этом бизнес такого рода всегда ходит по лезвию, что и подтверждают многочисленные аресты тех самых бизнесменов из числа «приближенных». Чиж в этой компании не один, громкие задержания были до него, будут и после, хотя масштаб бизнесмена, безусловно, сделал его арест сенсационным.
Не будем забывать, что проблемы у руководства «Трайпла» начались с ареста другого крупного представителя бизнеса, Владимира Япринцева, которого называли «правой рукой» Чижа, а также его сына, Казбека Япринцева. И если верить существующей информации, именно в ходе допросов бизнесмена в КГБ могла всплыть информация об отмывании денег уже самим Чижом. При этом ранее сообщалось, что на арест Япринцевых мог дать отмашку Юрий Чиж. Теперь в КГБ сидят оба, и Япринцев, задержанный еще в конце лета прошлого года, и Юрий Чиж.
Следом за Чижом был арестован еще один белорусских миллионер, бизнесмен Евгений Баскин, глава компании «Серволюкс». Его, как и Чижа, обвиняют в неуплате налогов в особо крупных размерах.
Стоит отметить, что одно из наиболее громких дел прошлых лет также связно с именем «приближенных к семье президента» бизнесмена. Речь о ныне покойном Евгении Шигалове. Громкий арест Шагалова произошел в 2008 году. Тогда генерального директора ТД «Ждановичи» неожиданно задержали, затем арестовали по подозрению в незаконном присвоении земель и злоупотреблении властью. Сумма ущерба составила порядка 40 млн долларов. Шагалова освободили по личному приказу Лукашенко, так как бизнесмен возместил нанесенный казне ущерб. Часть этих средств, к слову, пошла на строительство «Чижовка-Арены» в Минске. Шагалов умер в 2014 году после тяжелой болезни крови.
В 2014 году было заведено еще одно громкое дело. Скандал грянул на «Белнефтехиме». Сперва (в конце 2013 года) был задержан замглавы Владимир Волков, которого обвинили в получении крупной взятки и посадили на 8 лет. Позднее СМИ сообщили о том, что глава концерна Игорь Жилин арестован. Официально правоохранители в свойственной им манере комментировать арест не спешили. Примерно через месяц комментарий был получен от самого президента, который рассказал о тонкостях борьбы с коррупцией в Беларуси: если арестованный компенсирует нанесенный государству ущерб - его отпускают. И как оказалось через пару лет, могут даже дать вполне сносный новый руководящий пост в качестве второго шанса.
Именно так закончился громкий арест и обвинительный приговор в отношении генерального замгенпрокурора Александра Архипова. Его в 2014 году обвинили в злоупотреблении властью и получении взятки за замятое уголовное дело и приговорили к шести годам усиленного режима. Вместе с ним по дело проходил еще один «человек президента», Владимир Коноплев, который «закрыл глаза» на поведение генпрокурора (недонесение о преступлении, статья 406 ч.1 УК РБ). О его задержании также много писали, и это также была своеобразная сенсация, ведь Коноплев был с Лукашенко чуть ли не с начала политической карьеры последнего. Однако в итоге Коноплев отделался штрафом в 900 базовых, а его арест, хоть и короткий, так и не был официально подтвержден.
Такой же тайной был покрыт возможный арест Павла Белого, еще одного «любимчика президента». О нем писали СМИ, но официальных комментариев от КГБ или СК добиться не удалось. Был ли арестован в 2012 году девелопер и бизнесмен П.Белый - загадка, однако не исключено, что краткосрочный арест имел место быть в качества некого очень серьезного аргумента в решении не менее серьезного внутреннего дела.
Такие дела, как арест крупных бизнесменов, чаще всего так и не раскрываются для обывателей полностью. Гражданам дают некую часть информации, но это лишь малая толика. Очевидно, что нарушать законы с нанесением миллионных убытков - дело серьезное, и в стране, где всевидящее око разного рода служб знает все и обо всех, такие дела не могут делаться в тайне. Что делят власти, правоохранительные органы и крупные бизнесмены - нам неведомо. Даже тот факт, что правоохранители зачастую не спешат давать какие-либо комментарий по теме, говорит о том, насколько закрытым от простых граждан является крупный белорусский бизнес, живущим по своим закулисным законам.