Белорусская система соцзащиты вряд ли готова решать проблемы, связанные с повышением пенсионного возраста.
Решение о повышении пенсионного возраста продиктовано возрастающим дефицитом Фонда социальной защиты населения (ФСЗН). Данная мера является вынужденным ответом на текущую ситуацию. Однако ее недостаточно для полноценного решения проблемы роста дефицита ФСЗН. К тому же, у экспертов есть сомнения в том, что система соцзащиты готова решать проблемы, связанные с увеличением пенсионного возраста.
«Демографическая ситуация такова, что при сохранении нынешней солидарной системы пенсионного обеспечения(система, при которой выплаты пенсий обеспечиваются за счет работающих сегодня людей – ред.) и сохранении пенсий на нынешнем уровне, дефицит пенсионного фонда неизбежен», - рассказал в интервью Thinktnks.by директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Население Беларуси стареет, и на все меньшее количество работающих граждан приходится все большее количество пенсионеров. О том, что проблема дефицита ФСЗН будет нарастать, экономисты, в том числе эксперты Всемирного банка и Исследовательского центра ИПМ, предупреждали уже несколько лет.
Сегодня ситуация с нехваткой средств на пенсионное обеспечение обострилась в результате кризиса. Как пояснил Александр Чубрик, доходы Фонда социальной защиты населения падают в связи с сокращением занятости населения. Традиционно пенсии были привязаны к зарплатам, соотношение реальных пенсий к реальным зарплатам сохраняется, а общие взносы в ФСЗН уменьшаются.
«На фоне падения взносов, люди продолжают достигать пенсионного возраста. Возникает вопрос, что с этим делать . Дефицит пенсионного фонда надо финансировать прямо сейчас. Повышение пенсионного возраста направлено на решение текущих проблем. Оно не спасет пенсионный фонд от дефицита в долгосрочной перспективе», - отметил эксперт.
Помимо повышения пенсионного возраста, принимаются и другие непопулярные меры, которые фактически ведут к сокращению пенсионных выплат. В этом году произошло повышение стажа, необходимого для получения трудовой пенсии, к тому же в стаж будет учитываться только период отчислений в ФСЗН, в который не входят декретный отпуск и служба в армии.
В указе прописан ряд мер, которые защищают людей предпенсионного возраста от увольнения. Однако в связи с нынешней экономической ситуацией есть угроза, что человек предпенсионного возраста может потерять работу по другим причинам, к примеру, в результате банкротства предприятия. И именно такому человеку найти новую работу сложнее всего.
«Люди пожилого возраста менее мобильны, им сложнее обучаться и осваивать новые специальности. Можно представить ситуацию: в небольшом городе закрывается швейное предприятие. Второго аналогичного предприятия там нет. Работу по специальности найти сложно, переезжать в другой город, особенно в более крупный – слишком дорого», - обрисовал проблему Александр Чубрик.
«Если человек за три года до пенсии зарегистрируется в качестве безработного, это его вряд ли его спасет. Во-первых, пособие низкое, во-вторых, выплачивается оно лишь в течение полугода с момента потери работы. Но человек предпенсионного возраста в нынешней экономической ситуации рискует не найти новую работу вообще. Вопрос: за какие деньги он будет жить с момента потери работы и до момента достижения пенсионного возраста, остается открытым. Опасаюсь, что наша система социальной помощи не готова к ответу на этот вопрос», - констатировал Александр Чубрик.