Появление Михаила Мясниковича на международной арене все больше привлекает внимание наблюдателей.
Смена его активности в сфере хозяйственных забот власти внутри страны на продвижение интересов за ее пределами становится заметным фактором всей нынешней многовекторной политики официального Минска, на орбиту которой теперь решили запустить и Мясниковича.
Недавно был анонсирован предстоящий визит председателя верхней палаты Национального собрания РБ М. Мясниковича в Индию. А пока, надо полагать – по пути, он объявился в Ашгабаде и в Баку, где состоялся седьмой Глобальный форум Альянса цивилизаций ООН. Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь оказался среди таких участников форума, как Ильхам Алиев и его супруга Мехрибан Алиева, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, Президент Мальты Мария Луиза Колейро Прека, верховный представитель ООН по Альянсу цивилизаций Насир Абдулазиз Аль-Насер, председатель Сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев и другие.
После неожиданного для многих участия Лукашенко в недавнем Стамбульском саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС), участие Мясниковича в Глобальном форуме Альянса цивилизаций ООН воспринимается чуть ли не равнозначным для заявленной Минском политики разноудаленных «дуг», куда простираются белорусские интересы. И в этой конструкции минских геостратегов значительное место уделяется прикаспийским государствам, среди которых Туркменистан с Азербайджаном.
Как отметил Мясникович после встречи с туркменским президентом, сейчас в Туркменистане совместно с Беларусью реализуется около десяти проектов. В числе приоритетных сфер сотрудничества – беспилотная авиация, IT-технологии и другие сферы. Интересно, что недавно в Минске появился первый военный атташе нейтрального Туркменистана. Очевидно, какие сферы двустороннего сотрудничества через него будут развиваться. А пока флагманом экономического сотрудничества является Гарлыкский горно-обогатительный комбинат, в строительстве которого задействованы «Белгорхимпром» и сервисный центр МАЗ. Этот комбинат даже стали называть вторым «Беларуськалием». И ситуация с этим проектом во многом должна проясниться уже в мае с планируемым официальным визитом президента Туркменистана в Беларусь.
Ускорение этому могла придать встреча Михаила Мясниковича с Гурбангулы Бердымухамедовым. Надо полагать, высокого белорусского гостя и сопровождавших его лиц впечатлил помпезный дворец туркменского правителя в невольном сравнении с аналогичным в Минске. Среди разного рода мыслителей, ученых бытует суждение: человек страдает от сравнений. Не исключено, что подобное пришлось пережить и высокому гостю – «зубру» белорусской номенклатуры со своей делегацией. Кто знает?
К особенностям современного Туркменистана можно отнести не только его стабильный нейтралитет, о котором с симпатиями стали говорить в многовекторном Минске. В последнее время фиксируются неуклонно развивающиеся военные отношениями Туркменистана с США (граница с Афганистаном обязывает). Такого соседа у Беларуси нет, но развитие отношений с США в данной сфере обещает определенные перспективы.
Уже не секрет, что вскоре в Минске может появиться еще и американский военный атташе, что будет призвано заметно оздоровить и нормализовать белорусско-американские отношения. Возможно, при этом также облегчить получение в Минске американских виз. Малоизвестно, но факт: как и США, Туркменистан также имеет визовый режим с остальными странами СНГ. Интересно, как их оформляли прибывшие в Ашгабад белорусские гости, у которых уже сегодня в большинстве имеются шенгенские визы.
По неофициальной информации, куда с большим комфортом, чем в Ашгабаде, делегация во главе с Мясниковичем пребывала в Баку. А по официальной информации, после встречи Мясниковича с президентом Алиевым стороны констатировали, что сотрудничество между двумя странами носит «очень многоплановый характер». Это не только торговля, а и создание совместных компаний. Как стало известно, собеседники также рассматривали подходы к новым проектам. При этом к высокому доверию в отношениях между Минском и Баку должно было располагать также публичное признание, напоминание Мясниковича, что он лично был знаком с отцом нынешнего президента Гейдаром Алиевым.
Тут можно было бы напомнить, что еще до президента Лукашенко, нынешний собеседник Ильхама Алиева уже был первым вице-премьером, фактически руководя белорусским правительством. Оставался Мясникович «на плаву» в различных должностях и при нынешней власти. Даже в должности главы правительства, что позволяло ему владеть всем объемом информации об истинных причинах кризиса, в котором оказалась белорусская экономика. Именно эти обстоятельства вынудили Лукашенко его послать в вояж на Каспий за столь необходимыми сегодня финансовыми ресурсами. А они у энергобогатых Туркменистана и Азербайджана должны быть. Поэтому, в последнее время Минск весьма щедр на реверансы в сторону туркменского нейтралитета и признаний в едином подходе, взглядах с Баку на мировые проблемы. Именно это особо отметили азербайджанские СМИ и не только по поводу пребывания Мясниковича в столице Азербайджана.
И как тут не отметить положение, в котором оказался Минск после последней горячей фазы конфликта в Карабахе. Как известно, в Ереване негативно восприняли поведение Минска, признающего территориальную целостность Азербайджана. Наблюдатели также отметили, что свидетельством охлаждения отношений между Беларусью и Арменией стал уровень участия белорусской стороны на прошедших в Ереване консультациях замминистров иностранных дел стран-участниц ОДКБ. По некоторым данным, в них принял участие вместе с замминистрами….посол РБ в РФ В. Петришенко. Может быть, посылая своего посла из Москвы в Ереван на такие консультации, руководством внешнеполитического ведомства учитывались какие-то особые его заслуги в бытность первым заместителем главы МИД РБ? Строгая конспирация этого ведомства, которая порою воспринимается комично, не позволяет дать ясный ответ о мотивах появления посла Петришенко в Ереване. Куда яснее выглядело появление там первого замминистра обороны - начальника Генштаба ВС РБ, о котором министерство обороны информацию не скрывало, сообщив, что в Ереване прошло и заседание Военного комитета стран - участниц ОДКБ.
Кстати, о мидовском мероприятии в Ереване никакой официальной информации в белорусских СМИ так и не появилось. Впрочем, как и о возможном неофициальном контакте на Глобальном Форуме в Баку Мясниковича с турецким президентом Эрдаганом, которого глава МИД РФ Лавров прямо обвинил в подстрекательстве к войне Азербайджана с Арменией. Может быть, после встречи Лукашенко с Эрдаганом в Стамбуле, через Мясниковича потребовалось сторонам что-то уточнить, перепроверить. И далеко не во всем здесь мог быть полезен самостоятельный Алиев.
Некоторые эксперты в Москве не склонны видеть позитивную роль Лукашенко в ссоре между Москвой и Анкарой. Да и ясных оценок его встречи с Эрдаганом в российских, как и в белорусских СМИ, не было. Были различные, порою умозрительные версии, далекие от реалий. Представляется вероятным, что более содержательной информацией на этот счет владеют в Вашингтоне и Анкаре. По традиции, возможно, и в Лондоне. Интерес к разыгрываемой геополитической игре с участием Минска в определенных кругах присутствует.
Так что появление в Баку третьего в иерархии белорусского режима (а сегодня может быть и выше) чиновника и почти одновременное появление в Ереване чиновника всего лишь в ранге посла, способны оказать заметное влияние на атмосферу и состояние двусторонних отношений Беларуси как с Азербайджаном, так и с Арменией. Причем с союзником по ОДКБ и ЕАЭС не в позитивном духе.
Есть основания предполагать, что запущенный на внешнеполитическую орбиту Мясникович может вернуться на белорусскую землю с богатым уловом. Однако по поводу того, насколько результаты нынешнего каспийского, да и индийского вояжей скажутся на белорусской экономике и ее потребителях, должного оптимизма и радужных надежд ни у кого не наблюдается.
Роман Яковлевский, «Белрынок»