Гомельский правозащитник обжаловал в суде действия пограничников и таможенников, которые необоснованно подвергли его на границе личному досмотру.
Как передает БелаПАН, правозащитник Леонид Судаленко направил 25 апреля председателю Гомельского областного суда заявление о принесении протеста на решение суда по гражданскому делу, так как районный суд отказал ему в удовлетворении иска, а кассационная инстанция оставила решение первой инстанции в силе. Заявитель просит проверить законность и обоснованность судебных постановлений и принести протест в порядке надзора об их отмене.
В августе 2015 года Леонид Судаленко возвращался из литовской столицы на поезде Вильнюс — Минск. В пункте пропуска "Гудогай" у сотрудников пограничного комитета возникли претензии к правозащитнику, суть которых они не объяснили, но предложили выйти из поезда в Молодечно. Его сняли с поезда с применением физической силы, подвергли личному досмотру.
Правозащитник посчитал, что его права нарушены, а личный досмотр был применен ввиду существования "черных списков" на границе, что является нарушением закона, произвольным ограничением конституционных прав. В материалах дела имеется письменное задание таможенным органам на проведение в отношении Леонида Судаленко личного досмотра с указанием — "наличие электронных носителей информации на предмет наличия на них информации экстремистского содержания". Правозащитник не получил на суде ответа на вопросы, на каком основании сотрудник погранкомитета выписал это задание и на каком основании он смог определить таможне конкретное задание.
На суде ответчики (представители пограничной и таможенной служб) пояснили, что "исключительные меры таможенного досмотра" были применены, потому что пассажир нервничал, пересекал границу в одиночку, имел минимум ручной клади и пребывал в Литве непродолжительное время.
"Аналогичный вывод сделала и судебная коллегия. Судебные инстанции обязаны были установить, но не установили, на основании какого нормативно-правового акта подозрения в отношении нервничающего пассажира, пересекающего границу в одиночку с минимумом ручной клади и который находился за границей непродолжительное время, являются основанием для проведения в отношении него личного таможенного контроля", — обращает внимание правозащитник.
Он добавляет, что представленные на суде таможенниками и пограничниками документы подтверждают тот факт, что в отношении личных данных правозащитника в автоматизированной системе пограничного контроля внесена модификация с конкретным предписанием, характеризующим его как экстремиста. Но судебные инстанции не смогли дать никакой оценки этому доказательству.
"Отказ судебных инстанций оценить перечисленные доказательства, факты и доводы носит явно произвольный характер, который я расцениваю по своей сути как отказ в правосудии. Почему нервничающего пассажира проверяют на экстремизм, а не на наличие, к примеру, наркотиков, оружия? Кто определил, что нужно у меня искать? Они пишут о неких профилях рисков, а в законах такого нигде нет, это взято из инструкции, которая носит гриф "Для служебного пользования". Такие документы нельзя распространять на граждан. Никто не сомневается в существовании черных списков на границе, но признать боятся", — прокомментировал Леонид Судаленко.