Развязывание войны на территории Европы будет концом для России.
Так считает писатель Владимир Войнович.
Автор романов о солдате Чонкине в интервью «Радыё Свабода» рассуждает о параде победы в Москве, о милитаризации и о том, как насаждение религии может вырастить безбожные поколения.
- Владимир Николаевич, вы смотрели сегодня трансляцию парада с Красной площади?
- Нет, не смотрел.
- Там был традиционный парад, естественно, с «георгиевскими лентами», очень помпезный (что все отметили). Правда, мавзолей был прикрыт какими конструкциями в стиле конструктивизма 20-30 годов. А где был бы Чонкин, если бы дожил до сегодняшнего дня?
- Ну, Чонкин, если бы его поставили в колонну - он бы шел, а как же. Чонкин - не протестующий, не диссидент, не оппозиционер, он, куда его ставить начальство, там он стоит и идет, куда его посылают. Так что он шел бы по Красной площади - если бы его пустили. Но его бы не пустили, так как он недисциплинированный.
- Ежегодно, когда наступает май - и даже раньше, в апреле, - по российским (и не только СМИ) начинается кампания с оттенком истерии. Среди живых настоящих ветеранов остается все меньше, но тема «Великой Победы» эксплуатируется все активнее. В чем причина, на ваш взгляд?
- Россия, в общем бывшие республики Советского Союза, потеряли идеологию. Не знаю, как другие, а Россия без идеологии существовать не может. И придумали некую замену, некий эрзац. Здесь и религия, и культ «Победы». Лет 30 этот день практически не отмечался, а потом чем дальше - тем больше насос.
Здесь же, знаете, вот еще что.
Я - «ребенок войны», и для нас победа была живой памятью о войне, о погибших. А теперь выходят какие-то люди: прадед погиб! Ну, прадед погиб, но все люди умирают, скажем, отец от рака умер в страшных муках, либо еще что-то. И вообще - можно так же отмечать Первую мировую войну (победы там, правда, не было), или победу над Наполеоном. Это все уже отдаляется. Живой памяти нет и живой боли нет. А специально возбуждается такое ощущение, что якобы эта память - живет.
- Василь Быков сказал, что завоевав победу, мы не завоевали свободу, и по-сути, Сталин отобрал победу - и у белорусов, и у россиян, и у других, и принес несвободу в Европу. Вам не кажется, что то, что происходит сейчас, эта агрессивная идеология, подтверждает ту линию, которую 70 лет назад выбрал генералиссимус?
- Да, но Европа частично уже освободилась, и довольно успешно. Конечно, Сталин это использовал. Люди, которые воевали, надеялись, что наступят новые времена и им дадут какую свободу. А никакой свободы не было. Напротив, те, кто попадал в немецкий плен - потом попадали в советские лагеря. И многие напрямую с фронта попадали в лагеря. Сталин действительно использовал победу, чтобы сделать еще более жестким режим внутри, сделать его еще более агрессивным в отношении собственных граждан.
Ну а теперь агрессия - это пустое, это хлопанье оружием. В России какие-то люди пугают Запад и обещают превратить Америку в радиоактивный пепел. Но я думаю, это - пустое. Таких планов, надеюсь, нет. Ведь развязывания большой войны на территории Европы будет концом для России. Они хвалятся, что «Россия если в мире не первая, то и не вторая», - вот же придумали такое! Но на самом деле, Россия - слабая в военном отношении. Российская армия слабее не только американской, но и многих других. И режим, естественно, слабее.
- Сегодня многие обратил внимание, что перед парадом российский министр обороны Шойгу перекрестился. А еще раньше министр внутренних дел Нургалиев, за несколько недель до назначения на должность, принял православие. Как объяснить в многонациональной, многоэтнической, с различными конфессиями стране - такой уклон в одну конфессию? Видите ли вы опасность в этом?
- Знаете, эта опасность - для самой религии. Советское безбожие выкормилась на чем? На том, что вбивание в головы детей «закона Божьего» еще в царские времена так отвернуло от религии, что выросли целые поколения безбожников. Нынешнее насаждение религии приведет к тому же - к неприятию. Это неизбежно, так как переходит все границы. А что православие - так это легко объяснимо, так это религия титульной нации. Власть у россиян - вот и насаждают православия. Если бы власть была у мусульман - насаждали бы ислам.