Белорусская экономика уже не вытягивает груз госсектора.
Легкие государственные деньги закончились, и теперь заработать каждый рубль будет все сложней даже частному бизнесу, выживаемость которого значительно выше, чем у госпредприятий, пишет «Завтра твоей страны».
Отключение от бюджета государственных предприятий при последовательности действий может привести к банкротству и продаже части компаний, считает бизнес-ангел Сообщества бизнес-ангелов и венчурных агентов «БАВИН» Александр Кнырович. Такой сценарий приведет к расширению возможностей для частного сектора, все еще способного создавать хоть немного рабочих мест и платить налоги.
Например, несмотря на все вливания и помощь, государственные деревообрабатывающие предприятия с трудом выживают, в то время как частные мебельные компании растут и развиваются. То же происходит в легкой промышленности, секторе услуг и других сферах.
Старший аналитик Альпари Вадим Иосуб убежден, что ключевая проблема белорусской экономики кроется именно в низкой эффективности государственного сектора, который забирает на себя большую часть свободных ресурсов, используя их неэффективно.
– Если будет принято волевое политическое решение часть госпредприятий реструктуризировать через банкротство, часть — через приватизацию и иными путями, то выход из тупика найдется, – сказал эксперт во время круглого стола по теме «Какой бизнес удалось вырастить Беларуси за 25 лет независимости?», организованного дискуссионно-аналитическим сообществом «Либеральный клуб».
В этом случае для частного бизнеса высвободятся ресурсы, рабочие руки, земли и помещения.
– Если же этого не произойдет, просвета ожидать сложно. Может быть, отдельные бизнесмены смогут пробиться через стену жутко некомфортной среды. Но для большинства это будет невозможным, – уверен Вадим Иосуб.
В стране давно происходят ползучие реформы, считает Александр Кнырович. Каков процент бизнеса переживает сегодняшние сложные времена, зависит от того, продолжит ли правительство ту же линию. Белорусскую экономику ждет либо долгая стагнация в ожидании, когда система накопленных неэффективных производств постепенно увянет, либо (при более оптимистичном варианте) достаточно резкое проведение процедуры банкротства и приватизации, хотя момент, когда за продажу госпредприятий можно было выручить хорошие деньги, уже упущен. Такой резкий прыжок, по мнению эксперта, может привести уже года через три к существенному экономическому росту.