Вопрос находится в стадии проработки финансирования.
В ходе онлайн-конференции министр спорта Александр Шамко ответил на вопросы, касающиеся медальных планов на Олимпийских играх, строительства национального стадиона, падающей посещаемости в чемпионате Беларуси и многого прочего.
Выдержки из онлайн-конференции приводит pressball.by:
- Недавно наша делегация была в Бразилии, досконально изучила вопросы размещения там наших спортсменов, провела беседу с представителями оргкомитета. Бросилось в глаза некоторое отставание от темпов приведения под ключ множества нюансов. Наша, славянская, ментальность, такова, что мы все делаем скрупулезно, просчитываем заранее. Бразильцы — иначе. На стадионе «Маракана» пока никаких подготовительных работ не было. Да, надо признать, идет процесс реконструкции инфраструктуры, транспортных коммуникаций. Тем не менее на момент нашего посещения готовность была слабой. С другой стороны, состояние олимпийской деревни удовлетворяет. Думаю, все будет нормально и вовремя.
- Ваш зам Александр Гагиев озвучил ожидания от ближайших Игр: 12-19 медалей, до 150 лицензий. Ваше мнение?..
- Данный вопрос интересует большую часть населения. Разумеется, каждый спортсмен мотивирован на высокий результат. Он же выходит не проигрывать и не просто участвовать, верно? Допускаю, есть прогнозы касательно общего числа наград. Но если мы станем постоянно об этом говорить, вмешается психологический фактор, могущий задавить атлетов. Лучше просто пожелать им выступить в полную силу.
Относительно так называемых «туристов»… Приведу пример из спортивной гимнастики, где у нас имеются определенные традиции, в последнее время утраченные. Был принят ряд шагов на управленческом уровне, наблюдается положительная динамика в подготовке резерва, однако решили не посылать в Рио команду для участия в групповых соревнованиях. Почему? Существовала возможность взять лицензию, однако ситуация сложилась так, что часть спортсменов была травмирована, другая — завершила карьеру. Отправляться дублерами не было смысла. Это взвешенный вывод.
Поэтому следует разделять две позиции. Если на Олимпиаду едут перспективные участники, способные добавить в конкуренции через четыре года, — им зеленый свет. Такая стратегия выдерживалась и в Сочи. Помните, нас критиковали? Зато результат оказался прямо противоположным. Нужно руководствоваться не числом, а умением. Могу заверить: туристов в Рио-де-Жанейро не будет.
- С каждым олимпийским циклом наше представительство сокращается. Быть может, стоит сосредоточиться на медалеемких видах и поддерживать финансово лишь их?
- Подчеркну: у нас около 160 федераций, однако только 46 видов финансируются из государственного бюджета. По поводу так называемого «размазывания» каши по тарелке… Около 50% средств как раз идут на те дисциплины, где разыгрывается больше всего наград. Это так называемая группа А. Группа Б получает уже существенно меньше.
Возьмем прыжки на батуте — тот вид, который у нас зачастую оставался с деревянными медалями, однако в текущем цикле демонстрировал явную положительную динамику. Надеюсь, результат в Рио станет закономерным итогом работы команды. Бокс? Действительно, есть проблемы, пока лишь одна лицензия, хотя не теряем надежд расширить олимпийскую сборную.
- Нынче много скандалов в допинговой сфере. Какие новости насчет аккредитации нашей лаборатории в Боровлянах?
- Для лицензирования порой необходимо несколько десятков лет. С 2013 по 2017 ВАДА наложен мораторий на функционирование новых лабораторий. Пока она в эдаком листе ожидания, но продолжает свою работу. Будем и дальше настойчиво добиваться признания. О временных рамках трудно говорить, ведь требования постоянно возрастают и расширяются. Впрочем, прикладываем максимальные усилия и на международном уровне проводим агрессивную политику по данному вопросу.
- В биатлоне вновь сменили коней на переправе. Оправданны ли подобные метания?
- Пока рано о чем-то говорить. Главный тренер еще не назначен, ибо для этого есть определенный порядок. Аттестации национальной команды не было. Впереди — заседание тренерского совета, вопрос в стадии грядущего рассмотрения.
- Нет стабильности у хоккейного «Динамо»…
- Прошлый сезон на самом деле не был лучшим. Задача выхода в плей-офф не выполнилась. Активно переживающие болельщики, уверен, остались неудовлетворенными. Приход канадского специалиста Крэйга Вудкрофта с этой точки зрения абсолютно логичен. Ведь клуб во многом является базовым для сборной. Работа в паре с Дэйвом Льюисом должна привнести позитивные результаты. С той целью, чтобы возрос уровень главной команды страны.
- Во многих видах мы приглашаем иностранных специалистов. Значит ли, что отечественная школа — так себе?
- Не значит. Это общепринятая практика. Хватает белорусских наставников, трудящихся за пределами страны. Паниковать не надо. Мы, конечно, заинтересованы в подготовке собственных кадров, и если приглашаем тренера из-за рубежа, собираем вокруг него своих. Дабы они постигали азы и заимствовали иностранный опыт.
- «Крумкачы» не так давно победили минское «Динамо» и «Шахтер» — бессменных призеров чемпионата последних лет. Приговор?
Не сказал бы. Ведь, кажется, вчера «Крумкачы» проиграли «Слуцку». Безусловно, стоит признать: они вместе с «Ислочью» придали какого-то шарма нашему первенству. Будем надеяться, по его итогам увеличиться посещаемость. Отлично, что такие клубы создают вокруг себя ажиотаж, здоровую конкуренцию. Футбол с их приходом ожил. Теперь задача — закрепиться в высшей лиге, ведь цыплят, как известно, считают по осени.
- Случайно не стали переживать за новичков?
- Отслеживаю их выступления. Чемпионат перестал быть унылым, и, естественно, каждый стал чаще им интересоваться. Где мои симпатии? Пожалуй, воздержусь от ответа. Есть одна команда, за которую болею с детства, однако из этических соображений предпочту ее не называть.
- Проект национального стадиона свернут окончательно?
- Нет, естественно. По стадиону «Динамо» Лукашенко поддержал сохранение легкоатлетического компонента, что считаю совершенно правильным. Есть предпосылки к привлечению сюда рейтинговых международных стартов. Однако это не значит, что поставлена жирная точка в строительстве футбольного стадиона. Пока вопрос в стадии проработки финансирования. После согласований можно будет конкретно утверждать насчет сроков введения в эксплуатацию.
- Не порадовала хоккейная сборная на чемпионате мира…
- Безусловно, в ближайшее время отраслью будут сделаны соответствующие выводы. Также будет дана оценка результату руководством федерации. Самое главное, что надо понимать, — никто из болельщиков не остался удовлетворен. Да, может, лет 7-8 назад мы могли быть рады тому, что остались в топ-дивизионе, но не сейчас. Чемпионат стал откровенно провальным. Причин этому несколько. Подробный анализ сейчас ведется. Впрочем, призываю не охать и не ахать, а готовиться к олимпийской квалификации. Там игроки обязаны полностью реабилитироваться перед болельщиками.
- Актуальная тема — посещаемость чемпионата Беларуси по футболу…
- И Минспорта, и руководство федерации активно работает с болельщиками. Вопрос их привлечения на трибуны — среди центральных. Некоторые подходы в скором времени найдут отражение в измененном «Законе о физкультуре и спорте». Сейчас в Беларуси возникает масса конфликтных ситуаций. Это связано с разными причинами. Однако надо признавать: футбольный болельщик более агрессивный, чем, скажем, баскетбольный.
Внедрение института стюардов считаю преждевременным. На прошлой неделе состоялось соответствующее совещание при участии руководителей клубов, где найдено понимание по данному вопросу. Хотя бы потому, что это приведет к дополнительным затратам команд, а значит — лишней нагрузке на бюджет. Полагаю, сегодняшний порядок адекватно отвечает проблемам безопасности на стадионах. А ведь она — самое главное.