Вице-премьер считает, что «модернизация» деревообработки прошла нормально, вот только бизнес-планы «подкачали».
«Модернизированная» деревообработка — вовсе не провальный проект, заявил вице-премьер Владимир Семашко в интервью программе «Контуры» телеканала ОНТ, сообщает tut.by.
«Если бы мы не сделали то, что сделали с деревообработкой, то мы могли бы сегодня вообще потерять деревообработку», — уверен Семашко.
«Иногда независимо от нас резко меняются обстоятельства. Например, хрестоматийный пример: когда считали бизнес-планы (модернизации. — Прим. ред.) в 2009—2010 году, кубометр плиты стоил ДСП 250−280 долларов, сегодня за счастье считаешь 115−125 долларов. Отсюда и прибыль совершенно другая, и сроки окупаемости могут немного хорошо «убежать». С позиции сегодняшней они сделали бизнес-планы, показывают нормальную окупаемость», — подчеркнул вице-премьер.
«Надо только не развазюкивать, надо быстро, принципиально решать проблему», — уверен он.
Как ранее сообщалось, с 1 апреля кредиты на сумму более 15 трлн рублей, выданные девяти предприятиям деревообработки («Гомельдрев», «Мостовдрев», «Речицадрев», «ФанДОК», «Борисовдрев», «Витебскдрев», «Могилевдрев», Новосверженский лесозавод и Мозырский деревообрабатывающий комбинат) были переданы в управление Банку развития.
«Переданные нам в управление предприятия имели крайне неудовлетворительное финансовое положение. В первом квартале 2016 года часть производств была остановлена из-за задолженности за энергоносители и невозможности приобретения основных средств и материалов. По большинству предприятий деревообработки арестованы счета и имеется значительная чистая картотека, что не позволяет нормализовать расчетную дисциплину. Недостаток собственных оборотных средств на 1 января 2016 года оценивался в 1,7 трлн рублей», — сообщал предправления БР Сергей Румас.
Он также сообщил, что в ближайшие два месяца будет закончена работа по составлению двухлетних бизнес-планов деревообрабатывающих предприятий. Два из них («Новосверженский лесозавод» и «Могилевдрев») уже утверждены правлением банка.
«Это совершенно другие бизнес-планы, они не похожи на те, которые предоставлялись для утверждения в правительство ранее», — сказал Румас.
«Оба новых бизнес-плана уже предусматривают к концу 2016 года выход на рентабельную работу», — добавил он.
Однако «есть более проблемные предприятия, есть предприятия, которые были запроектированы и построены с ошибками, очень нерационально». «Пока по таким предприятиям у меня нет четкого ответа, как они будут функционировать в конце текущего года», — отметил глава Банка развития.
Как сообщила первый зампред правления Банка развития Татьяна Сосновская, по итогам четырех месяцев убытки деревообрабатывающих предприятий составили 150 млрд рублей при рентабельности минус 27%. «Если говорить о динамике работы с момента, когда мы взяли предприятия с 1 апреля в управление, то апрельская выручка составила 170 млрд рублей при убытках 29 млрд и рентабельности минус 17%», — сказала Сосновская.
Сегодня загрузка производственных мощностей по различным видам продукции составляет 50%, в то время как за 2015 год она составляла, например, по МДФ 28%, по ДСП — 30%. Предприятия имеют неудовлетворительную платежную дисциплину. Текущие долги составляют 3,5 трлн рублей при выручке за прошлый год 1,6 трлн рублей.
Сергей Румас с сожалением отметил, что «не всегда [официальная финансовая] отчетность отражает результаты деятельности». «[Ранее] убытки прошлых лет списывались за счет добавочного фонда. И с точки зрения отчетности все выглядело не так плохо. Но мы эту практику прекратили. Сейчас показываем реально положение дел», — отметил банкир.