Парень теперь без тоски и ностальгии вспоминает белорусские цены на «квадрат», и драконовские кредиты.
Минчанин Евгений дальним далям предпочел живописную Австрию. На чужбину его потянули выгодное предложение по работе и забота о будущем дочери. Всего за год молодой человек смог приобрести небольшую двухкомнатную квартиру в городе Линц и теперь без тоски и ностальгии вспоминает белорусские цены на «квадрат», драконовские кредиты и унылые бетонные стены, которые получает собственник, уплатив десятки тысяч долларов в эквиваленте, пишет onliner.by.
— До 2014 года я все время жил в Минске. Мысль о переезде если и возникала, то не была окончательно оформлена, — начинает рассказ Женя. — Сменить место жительства и попробовать что-то новое в профессиональном плане предложили бывшие коллеги (тогда я работал в белорусско-австрийской компании, занимающейся электроникой и автоматизацией). Дома из своей специальности я выжал максимум: зарплата хорошая, но расти некуда. А тут — шанс проявить себя и обеспечить дочери хорошее европейское образование (думать об этом никогда не рано).
Со школьных и университетских времен я отлично знал английский (этого было достаточно, если имеешь подтверждающий сертификат) и практически ни слова по-немецки. Благо компания международная, партнеры у нее по всему миру и основной язык общения — английский. Сейчас, спустя практически два года, решился вопрос и с немецким (местные диалекты по-прежнему остаются для меня загадкой, но поговорить на улице или в магазине — не вопрос).
Первое время молодой человек жил в Вене в подменной квартире, которую предоставил работодатель, но вскоре перебрался в Линц, где обосновались большинство коллег, непосредственное руководство и находится один из офисов. Ради общения и более спокойной жизни и решено было сменить место жительства.
— Вена, конечно, очень красивая. Но при этом город шумный, многонациональный и в любое время года заполненный туристами. Да и сами австрийцы предпочитают жить не в столице, а в тихом и уютном пригороде. Мне же не хотелось снимать квартиру в доступном эмигрантском районе, где обитают турки и арабы. Переплачивать за аренду жилья в хорошем квартале — тоже не самое приятное занятие.
От Линца до Вены всего 180 километров — небольшое расстояние, особенно если учесть, что связывают города автобан и железная дорога. При необходимости можно часа за полтора добраться до столицы и вовремя попасть на совещание, переговоры. Что касается инфраструктуры, то она такая же, как в Вене: есть бассейны, гипермаркеты, велосипедные дорожки и многое другое. Ехать за пределы города ради какой-то услуги или товара нет необходимости, — убежден Евгений.
Переехав в Австрию, молодой человек не сразу осел на месте. Его первым самостоятельным проектом стал объект, расположенный в Баку. В очередной раз собрав чемоданы, Евгений отправился в Азербайджан.
— Практически полтора года (с небольшими перерывами) я провел в Баку. Такой поворот событий имел свой существенный плюс: платить за аренду жилья все это время не приходилось — на счету скапливалась дополнительная сумма.
Честно говоря, я сразу настроил себя на то, что арендовать жилье не вариант: лучше маленькая, но своя квартира. Оставался вопрос кредитования. В Европе в этом плане ситуация намного веселее нашей. О 28—32% годовых и речи быть не может, в среднем предлагают 2—4%, и банки еще борются за клиента.
Имея вид на жительство и официальную работу, кредит можно взять практически без проблем. То, что я гражданин другой страны, никого не испугало и не смутило. Естественно, банк поднял всю мою историю: кто, откуда, где и кем работаю, сколько зарабатываю. Понравилось кредитному отделу и то, что у меня бессрочный трудовой контракт.
Покупка жилья с привлечением кредита — процесс не одномоментный. Документы я подал в июле 2015 года, а обладателем квартиры стал только в ноябре. Все эти пять месяцев и меня, и продавца досконально проверяли. Причем около полутора месяцев ушло на то, чтобы убедиться, что квартира не заложена, не имеет обременений и что продавец может ею распоряжаться. Со стороны кажется, что все делалось очень долго, но, если знать, из каких этапов складывается процесс, понимаешь, что никто не сидит на месте. Это целый комплекс мероприятий, завязанных на четырех сторонах: продавце, покупателе, нотариусе и банке.
Кстати, отказ от сделки, если процесс уже запущен, обойдется в круглую сумму. Если нет оправдательных сверхобстоятельств, придется заплатить штраф: не зря же люди работали.
На то, насколько удобным и привлекательным будет кредит, в первую очередь влияет размер первоначального взноса. На приятные кошельку проценты можно рассчитывать, если ты готов внести 20—25% от стоимости жилья (стоимость квартиры определяется по соглашению сторон, но также оценивается банком во избежание осуществления махинаций). Мне удалось насобирать сумму, равную 35%. В банке поинтересовались, как рассчитывать платежи — ориентируясь на ежемесячную сумму или на количество лет. Я выбрал первый вариант. Сказал, что готов платить в месяц ?500. Исходя из этого индивидуально под меня и составили график платежей (никаких общих схем и табличек). В итоге кредит выдали на 10 лет. Правда, я рассчитываюсь с опережением и планирую погасить его через несколько лет. Что приятно, никаких штрафных санкций за досрочное погашение не предусмотрено.
— Выданный мне кредит — с плавающим процентом, но, зная стабильность Европы, уверен, что обойдется без сюрпризов. Основную сумму по кредиту погашаю ежемесячно, а проценты — раз в квартал. Как и было оговорено в банке, в среднем выходит ?500 в месяц — ровно столько, сколько мне пришлось бы отдавать незнакомому человеку за аренду квартиры, которая никогда не стала бы моей. А так мысль, что расплачиваюсь за почти свое, согревает, — смеется молодой человек. — Согласно заключенному договору, квартира принадлежит банку до тех пор, пока я не останусь должен всего ?20 000. Если я вдруг перестану погашать кредит, банк имеет полное право забрать и продать ее, компенсировав мне впоследствии внесенную сумму. (Однако эта процедура только на словах звучит просто, на деле осуществить ее крайне проблематично: банку еще нужно через суд доказать, что человек является злостным неплательщиком.) Но как только 20-тысячный рубеж будет перейден, к квартире не могут быть применены никакие санкции — арестовать и продать можно мебель, бытовую технику, машину, но не «квадраты».
По словам Евгения, при выборе жилья для него были важны несколько факторов: квартира должна была быть двухкомнатной, не на отшибе (все социально важные объекты поблизости), в энергоэффективном доме и в месте с хорошим транспортным сообщением. Кстати, в Линце практически отсутствует столичная проблема с эмигрантскими районами — жилье можно подыскивать в любой части города.
— Сам по себе дом не новый — семидесятых годов постройки, — но не так давно пережил реновацию. Жильцов отселили и поменяли в пятиэтажке абсолютно все — от проводки до лифта. Кстати, в Австрии энергоэффективность дома — это не пустой звук. Как и бытовая техника, все многоэтажки разделяются на классы, и в зависимости от этого коммунальные платежи за квартиру одной и той же площади могут составить ?150, а могут и ?350, — поясняет молодой человек.
Квартира, которую приобрел белорус, небольшая — 46 квадратных метров. К новому собственнику она перешла с хорошим ремонтом и добротной мебелью. Докупить оставалось разве что ложки-вилки-полотенца. Коммунальные платежи, включая абсолютно все счета (в том числе и отопление в холодное время года), не превышают ?200. Забыть заплатить за «коммуналку» или погасить кредит невозможно: суммы автоматически списываются со счета. Если владелец счета с чем-то не согласен, он будет уточнять нюансы именно в той службе, к которой возникли вопросы.
— В Австрии не принято покупать одну квартиру на всю жизнь. Сначала человек приобретает что-то доступное и компактное, потом выходит на новый уровень и расширяется.
Не принято здесь и отключать горячую воду на две летние недели. Если запланирован какой-то ремонт, жильцов оповестят об этом за несколько месяцев. Например, зимой у нас обслуживали лифты — еще осенью всех проинформировали, что такого-то числа с 9:00 до 13:00 лифтом невозможно будет воспользоваться. Что касается воды, в каждой квартире есть не только счетчики (в том числе и тепла), но и электрические или газовые бойлеры. Здесь считают, что обеспечить квартиры бойлерами проще, чем тянуть и обслуживать трубы горячего водоснабжения.
Подвалы в доме благоустроены и используются жильцами в основном для хранения велосипедов. У каждой квартиры есть свой бокс размером где-то 2,5×2,5 м. Никакой пыли, текущих труб, закаток и специфического запаха. Максимум хранится старая мебель, которую или продадут, или вывезут в ближайшее время.
На то, чтобы купить квартиру в Австрии, мне понадобился год и два месяца. И это при том, что «квадрат» в Линце стоит дороже, чем в Минске, — ?1500—2500. При прочих равных (те же сумма первоначального взноса, размер кредита и площадь жилья) в Минске мне понадобилось бы лет пять, чтобы просто скопить на первоначальный взнос, да и то пришлось бы урезать себя во всем. А если сравнить условия, то и говорить не о чем: в Минске я бы получил кривые стены, примитивную отделку подъезда и асфальтированные дворы. Здесь же отличное качество строительства, замечательная звукоизоляция, аккуратные улицы. Да и теперь ничто не заставило бы меня взять кредит под 30% годовых, — удивляется белорусским ставкам Женя.