О том, что Виктор Янукович и Александр Лукашенко не в ладу друг с другом, в Киеве уже говорят определенно.
Как передает радио «Голос России», первые мысли об этом появились еще в позапрошлую пятницу. Тогда в Батурине Черниговской области планировалась встреча Януковича и Лукашенко. И вот, когда все уже было готово, и даже местное ГАИ расставило посты вдоль следования высокопоставленных кортежей, вдруг выяснилось, что рандеву не будет. Те, кто знал больше, уже тогда утверждали, что контакт президентов потерял смысл, поскольку Минск дал понять, что не намерен пока завершать процедуру демаркации госграницы. И это несмотря на то, что в апреле белорусский «парламент» соглашение ратифицировал, а 21 мая Лукашенко его подписал. Сторонам оставалось только обменяться ратификационными грамотами. Но Минск отказался проводить эту, по большому счету, формальную процедуру.
Надо сказать, что весь этот приграничный роман начался еще при Ющенко. В конце 2009 года они с Лукашенко договорились о том, что в обмен на списание долга Украина будет продавать Беларуси электроэнергию со скидкой для реэкспорта в Литву. Вот тогда, чтобы показать, насколько у них все взаимовыгодно и взаимосвязано, они и решили еще скрепить соглашение оформлением границы.
На первых порах и отношения Лукашенко с Януковичем не предвещали недоразумений. Напротив, и у них все начиналось не то, чтобы бурно, но весьма перспективно. Они неплохо поговорили в Минске, пообещав друг другу партнерство и взаимность. Именно там договорились об украинском транзите венесуэльской нефти для Беларуси. Затем встретились в Москве накануне Дня Победы на неформальном саммите СНГ. А после этого как отрезало. Причем, как принято говорить в таких случаях, без объявления причин.
Но причины были. Чтобы понять их, надо иметь в виду, что Януковича какое-то время называли потенциально вторым Лукашенко. В том смысле, что в нем тоже предполагалось желание получить от России все исключительно за красивые слова о любви, дружбе и братстве. Но то ли эксперты ошиблись в прогнозах, то ли Москва, обжегшись на Лукашенко, стала действовать с Януковичем более жестко и категорично, и украинский президент все-таки избрал вариант реальной прагматики. Его квинтэссенцией, собственно, и стали те самые Харьковские протоколы, которые для простоты назвали «соглашением газа по-флотски».
Кстати, не исключено, что именно после этого Лукашенко и затаил... И не то, чтобы Минск начал ревновать или завидовать. Хотя высказывания Лукашенко о том, что в Беларуси тоже есть российские военные базы, а потому, дескать, она тоже имеет право на газовый демпинг, дали понять, что именно раздосадовало белорусского правителя. Но огорчило его даже не это. Уже сами по себе эти Харьковские соглашения показали, что Янукович вряд ли составит Лукашенко компанию в транзитном давлении на Россию. А эксперты называли такой вариант украино-белорусского сотрудничества весьма вероятным. Полагали, что совместная спецоперация Киева и Минска может доставить Москве немало проблем.
Но максимум, на что пошел Янукович, так это на транзит венесуэльской нефти, которой Беларусь все еще надеется диверсифицировать российские поставки. Однако, насколько известно, Киев заявил, что может поднять тариф на доставку латиноамериканского сырья. Для Лукашенко это чрезвычайно тревожная перспектива. Это сырье ему и так обходится дороже денег, а с украинской наценкой оно станет просто неподъемным. Но ведь Янукович изначально говорил, что в этом деле его интересует только прагматизм. Тот самый, который так не нравится Лукашенко. А что делает Лукашенко, когда ему что-то не нравится в межгосударственных отношениях с партнерами, известно. Пропускает встречи и выдвигает условия.
Сейчас говорят о том, что Минск за демаркацию границы может потребовать от Киева льготные тарифы на транзит венесуэльского топлива. И не исключено, что Украина на это пойдет, поскольку без обустройства границы ей можно даже не мечтать о европерспективах. Лукашенко же пока продолжает твердить, что Янукович - ему друг. Но при этом он с любовью и нежностью вспоминает предыдущего Виктора: «То, что Виктор Ющенко сделал для Беларуси, не сделал ни один чиновник. Он просто «рвал рубашку» в Европе и Америке, защищая Беларусь». Может быть, поэтому он и ушел голым королем. Янукович же исповедует принцип приоритета той рубашки, что ближе к телу. Поэтому и отказался создать транзитную фронду России.