Сегодня РФ продолжает соскальзывать в пропасть. Лихорадочные действия, которые предпринимают Кремль и его спецслужбы, говорят о многом.
"…Только умереть, умереть за него!" – восторженно думал юный Петя Ростов об императоре Александре I. Возможно, именно так представляют себе "верноподданных" первые лица государства российского. Однако желающих умереть за государя в России с каждым днем становится все меньше. Подданные нынче стали до мозга костей прагматичными: заплатишь 200 тысяч – пойду воевать хоть в Украину, хоть в Сирию, а нет – так лучше на печи отлежусь; дашь килограмм колбасы и водки – пойду на выборы, а нет – так что зря ботинки снашивать.
Все империи имеют одно общее свойство: они рано или поздно рассыпаются. Дольше других во втором тысячелетии нашей эры просуществовала Османская империя с магическим сочетанием дат, с 1299-го по 1922-й. Британская империя смогла продержаться пять столетий, Австро-Венгрия – всего лишь полвека. Российская империя "середнячок", ей скоро "стукнет" три столетия со дня основания (22 октября 1721 года). В 1922 году это государство поменяло название на Союз Советских Социалистических Республик, но суть и масштабы страны сохранились. После развала СССР в 1991 году Россия заявила о своей преемственности прежнему государству, сохранила большую часть его территорий и примерно половину населения. Остался и формальный статус империи, хотя Россия на деле – всего лишь большой имперский осколок.
Любая империя агрессивна, она пытается не только сохранить свои территории, но и преумножить их. В этом смысле Россия не исключение, все ее силы и действия направлены на экспансию. В XXI столетии страна являет собой классический образчик империи, дни которой сочтены. Мы не знаем, сколько будет длиться агония угасания, однако известно наверняка, что ход истории остановить невозможно.
Развал советской империи произошел почти мгновенно после неудачно выбранного по времени и обстоятельствам отпуска Генерального секретаря КПСС Михаила Горбачева в августе 1991 года. Воспользовавшись отсутствием в Москве первого лица, группа заговорщиков объявила о смещении Горбачева с должности и введении в стране чрезвычайного положения. Заговорщики потерпели неудачу по одной простой причине – страна и так жила в условиях фактически чрезвычайного положения. Объявление о том, что у нас плохо – нет ни продуктов, ни денег, вообще ничего, но будет еще хуже, – тогда переполнило чашу народного терпения. Армия отказалась подчиняться ГКЧП, ее примеру последовали другие силовые структуры. Путч закончился запретом КПСС и бегством из СССР практически всех союзных республик.
Сегодня Россия продолжает соскальзывать в пропасть. Что может стать последним толчком для падения? Будет ли это выстрел вчерашнего гимназиста, неудачный отпуск первого лица или что-то другое, мы узнаем только после очередного телепоказа "Лебединого озера". Паники в Кремле, как утверждают политологи, нет. Тем не менее, лихорадочные действия, которые предпринимают Кремль и его спецслужбы, говорят о многом. Это и неожиданная дружба с Эрдоганом спустя всего несколько месяцев после того, как Путин объявил президента Турции чуть ли не главным террористом и врагом России. Это и сомнительно объясненное "задержание украинской диверсионно-разведывательной группы" в Крыму. Кремлю мало кто верит. Еще ладно, что перестали верить за рубежом, – будет много хуже, когда перестанут верить в России.
История никогда ни в чем буквально не повторяется. Новый ГКЧП в России не состоится. Однако нет уверенности, что в стране не повторится 1905 или 1937 год. Не произойдет в России никакой "демократической революции", никакой "смены элит", никакого "народного бунта, жестокого и беспощадного". Произойдет что-то такое, к чему никто не готов, но с предсказуемым финалом. Государство – как живой организм человека: сегодня он здоров, а завтра вдруг саркома легкого. Помните слова Воланда на Патриарших: "Да, человек смертен... но это было бы полбеды, плохо то, что он иногда внезапно смертен… вот в чем фокус".
Герман Обухов,
"Радио Свобода" http://www.svoboda.org/a/27923073.html)