У Беларуси в этом году - самая большая инфляция в регионе: наибольший рост цен в потребительском секторе за первые 7 месяцев 2016 года среди 25-и стран СНГ и Восточной Европы – именно в Беларуси.
В самом июле Беларусь - 5-я по росту цен на потребительские товары и услуги (к июню) из 7-и стран с инфляцией, при том, что в 19-и странах в июле - вообще месячная дефляция.
А по годовой потребительской инфляции (рост цен с июля 2015-го по июль 2016-го) Беларусь уступает лишь Казахстану.
ИПЦ к предыдущему месяцу. Июль 2016-го.
Месячная инфляция (к предыдущему месяцу) в Беларуси снижается 5-й месяц подряд после резкого всплеска в феврале (из-за сильного удорожания коммунальных услуг и эффекта от январской девальвации Br-рубля), и составила в июле 0,35%: индекс потребительских цен (ИПЦ) в отчетном месяце – 100,35% (данные Белстата).
Замедление потребительской инфляции тесно связано с жесткой денежно-кредитной политикой, проводимой Национальным банком в последнее время: национальная денежная масса не растет (денежный агрегат М2 в июле сократился с прошлого месяца на 2,3%, а за год (с июля 2015-го) – на 7,4%), и на этой основе, а также на фоне роста ЗВР, Br-рубль в июле укрепился, что положительно сказалось на замедлении инфляции издержек.
Но снижение инфляции летом - обычное для Беларуси явление, связанное с сезонными факторами. Это видно на диаграмме ниже, где представлены средние значения индексов потребительских цен за последние 15 лет (без 2011-го, когда динамика ИПЦ была тесно связана с сильнейшей девальвацией Br-рубля в тот год).
Однако июльская инфляция в 2016-ом – не самая низкая: в июле 2010-го она была чуть ниже, а самый низкий рост цен в июле в потребителском секторе был в 2015-ом.
Тем не менее, в 26-летней экономической истории суверенной Беларуси ИПЦ июля 2016-го (+0,35%) - один из наименьших: за все это время (а это более 300 месяцев) было только 25 месяцев с меньшим индексом, из них с минусовым индексом (месячная дефляция) – всего лишь 5.
Если же сравнивать с динамикой цен на потребительские товары и услуги в регионе, с государствами СНГ и Восточной Европы, то июльский результат Беларуси – один из самых инфляционных: в списке из 25-ти стран в этом рейтинге месячного ИПЦ в 18-ти странах отмечена дефляция (падение цен в июле на потребительские товары и услуги в сравнении с ценами июня), и лишь в 7-ми странах – инфляция (прирост потребительских цен с июня), среди которых и Беларусь (5-я по величине потребительская инфляция в июле).
Большинство стран с июльской месячной инфляцией – стран б.СССР, и лишь 2 страны - из ЕС. Хотя наибольший месячный рост потребительских цен в июле зафиксирован в Болгарии : ИПЦ - 100,97% (рост цен на 0,97%) - это самая значительная месячная инфляция в этой стране за 4 года, и первый инфляционный месяц после 14-ти подряд дефляционных месяцев.
Самый дефляционный июль оказался в Армении: там потребительские цены за месяц снизились, в целом, на 2,3%, и это 6-й подряд месяц дефляции. Это результат, кроме прочего, стабильности национальной валюты: в 2015-м году армянский драм стал самой устойчивой валютой среди валют всех стран СНГ и Восточной Европы, упав к доллару на наименьший процент (к евро даже заметно укрепился).
Из прочих стран стоит отметить Украину, где после сильнейшей инфляции, вызванной девальвацией гривны и дефицитом бюджета на фоне внутренних проблем и внешней агрессии уже 2-й месяц подряд фиксируется месячная дефляция, а среднемесячный ИПЦ в этом году там составляет, пока, 100,7% (в 2015-ом было 103,1%, то есть инфляция была в 4 раза больше, в Беларуси в 2016-ом – 101,1%, а в России среднемесячный ИПЦ пока что в этом году – 100,5%).
ИПЦ за период с начала 2016-го года
С начала года, за 7 месяцев, цены на потребительские товары и услуги в Беларуси выросли на 7,76%. Из них на продовольственные товары – на 5,6% (с алкоголем и табаком – на 5,8%), на непродовольственные – на 6,2%, а на услуги – на 15,2% (из них на жилищно-коммунальные – на 30,5%).
ИПЦ за 7 месяцев сейчас немного больше, чем в прошлом году (в 2015-м инфляция за такое же время - 7,5%), но меньше, чем в 2012-14 гг, когда шел восстановительный процесс, в том числе ценовой, после сильнейшей девальвации 2011-го. Наименьший же ИПЦ за период с начала года по июль был в стабильные 2005-07 гг.
При этом Br-рубль в 2016-ом ослаб к доллару на 7,48% (за 7 месяцев с начала года): долларовые цены в июле на стандартный набор товаров и услуг, по которому рассчитывается ИПЦ, такие же, какими они были в начале года.
В 2012-14 гг (по ноябрь 2014-го), наоборот, шла существенная долларовая инфляция, когда, как выше сказано, восстанавливались все стоимости в стране после их обрушения в девальвационном 2011-ом. В 2015-м же при сильном падении Br-рубля на рубеже 2014-2015 гг (курс доллара в июле 2015-го был на 40% выше, чем перед девальвацией) Br-рублевые цены выросли меньше – благодаря падению мировых цен на нефть, газ, металлы и прочие сырьевые товары из России, что существенно уменьшило инфляцию издержек.
На диаграмме ниже представлена сравнительная (по годам) помесячная динамика ИПЦ нарастающим итогом с начала года.
Потребительская инфляция за период “январь-июль” в Беларуси - самая значительная в регионе: из 25-и стран СНГ и Восточной Европы рост цен отмечен в 15-и странах, но наибольший - в Беларуси. А падение цен - в 10-и.
Как и непосредственно в июльском рейтинге ИПЦ, вверху рейтинга ИПЦ за период с начала года – Армения: в этой стране цены на потребительские товары и услуги упали за 7 месяцев на 3,3%.
Страны (все из СНГ) с наибольшей потребительской инфляцией – те, где произошло самое глубокое падение их национальных валют в предыдущие 1,5-2 года.
ИПЦ за год (месяц текущего года к соответствующем месяцу прошлого года)
За последние 12 месяцев цены на потребительские товары и услуги в Беларуси выросли на 12,2% (цены июля 2016-го к ценам июля 2015-го). Это годовая потребительская инфляция Беларуси, по расчетам Белстата.
Наименьшая годовая потребительская инфляция была в 2005-2007 годах и в 2010-ом (исторический минимум годового ИПЦ - в феврале 2010-го (к февралю 2009-го) – 105,9%).
Взрывной рост годового ИПЦ в 2011-12 гг. - результат безудержной эмиссии в 2010-ом перед президентскими выборами и последующей девальвации Br-рубля. В долларовом эквиваленте тогда было, наоборот, падение цен (долларовых).
То же было в 2009-ом (девальвация в январе 2009-го, но еще - плюс падение цен на входящее в страну сырье на фоне мирового кризиса), и происходит сейчас (неоднократная девальвация Br-рубля в последние 2 года и падение цен на нефть, газ и проч.). Но сегодняшний период долларовой дефляции – самый длительный (из-за намного более длительного падения цен на сырье, в отличие от 2009-го).
В рейтинге годового ИПЦ стран СНГ и Восточной Европы большая, чем в Беларуси годовая инфляция - только в Казахстане. А в 11-ти странах из 25-ти зафиксирована годовая дефляция цен товаров и услуг потребительского сектора (цены июля 2016-го ниже цен июля 2015-го).
Из стран с годовой потребительской дефляцией только 1 страна СНГ – Армения. А среди стран, показавших за год рост цен только 4 страны ЕС (и еще Сербия), и то у всех у них – минимальный индекс ИПЦ.
В августе инфляция в Беларуси еще замедлится. Это будет способствовать дальнейшему падению стоимости кредитов для реального сектора экономики, уменьшению “инфляционного налога” на граждан, росту доверия к национальной финансовой системе.
Однако жесткая денежно-кредитная политика Национального банка, способствующая замедлению инфляции, приводит к проблемам другого рода: нет денег на развитие, идет рост числа убыточных предприятий, рост просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, падение ВВП – проявляются “язвы” созданной за два десятилетия (“сохраненной”) экономики.