Даже вузы с неохотой включают археологическую практику в программу обучения своих студентов, поскольку это сопряжено с большими затратами.
По словам старшего научного сотрудника Института истории Национальной академии наук Беларуси Марата Климова, государство почти не финансирует научные археологические исследования.
На пресс-конференции 29 августа в столичном офисе «Пресс-клуба Беларусь» Климов рассказал, что в середине августа вернулся из археологической экспедиции по исследованию района слияния рек Дрисса и Нища (на границе Верхнедвинского и Россонского районов), где во второй половине XVI века располагалась крепость «Сокол» — укрепление московских стрельцов Ивана IV Грозного времен Ливонской войны, пишет БелаПАН.
Археолог отметил, что к раскопкам привлекали волонтеров, поскольку при нынешнем финансировании археологических исследований это один из немногих способов вести подобную деятельность.
«Государство, по сути, археологические исследования научного плана фактически не финансирует, — сказал он. — Оплачиваются только командировочные — 9 рублей в день, больше ничего. Поэтому у белорусской археологии есть два пути для проведения раскопок: помощь студентов-практикантов и волонтеры».
Климов подчеркнул, что сегодня вузы с неохотой включают археологическую практику в программу обучения своих студентов, поскольку это сопряжено с большими затратами. «Археологическая практика есть в университетах Бреста, Гродно, Полоцка, Могилева, Минска, хотя в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка такой практики нет, пусть они и готовят историков. В Витебском государственном университете такой практики тоже нет», — отметил сотрудник Института истории.
Таким образом, чаще к археологическим исследованиям привлекаются волонтеры, которых, как правило, набирают через социальные сети или личные знакомства. «Волонтерами могут быть люди разного возраста и рода занятий. В этот раз у нас был и программист, и энергетик, и инженер, и студент, и менеджер по продажам автозапчастей. Люди собираются, чтобы провести интересно время, это многих захватывает», — добавил он.
По словам Климова, финансируют археологические исследования власти тех государств, которые заинтересованы в «строительстве национальной концепции». Например, в Казахстане археология поддерживается «с точки зрения самоидентификации казахского народа, который находится между Россией и Китаем».
Россия, по словам ученого, прежде также активно финансировала археологические экспедиции, которые в особенности касались исследования отдельных районов Сибири, Псковской и Новгородской областей, Ладожского озера.